Блог Новости Фестивали и мероприятия Консерватизм, эпатаж, любовь зрителей и инди-кино: лучшие кинофестивали, за которыми стоит следить

Консерватизм, эпатаж, любовь зрителей и инди-кино: лучшие кинофестивали, за которыми стоит следить

Ежегодно в мире происходит множество кинофестивалей как локальных, так и международных. Но есть группа наиболее значимых фестивалей, за результатами которых следит большинство критиков, людей из индустрии и просто любителей кинематографа. В этом материале мы рассказываем про лучшие кинофестивали 2025 года и объясняем, в чем особенность каждого.

Sundance Film Festival (кинофестиваль Санденс)

Изначально этот американский фестиваль, основанный в 1981 году, позиционировался как фестиваль инди-фильмов. Туда привозили преимущественно малобюджетные авторские ленты, часто не имеющие большого потенциала для кинотеатрального проката. Продюсеры смотрели картины, выбирали и покупали права на наиболее интересные (часто очень дешевые) проекты и устраивали им небольшой показ в кинотеатрах. Именно благодаря Санденсу многие фильмы, а также режиссеры и актеры получили билет в Голливуд.

Опальный Харви Вайнштейн построил во многом весь свой успешный бизнес благодаря этому фестивалю, где закупал картины, впоследствии ставшие культовыми («Бешеные псы», «Клерки», «Секс, ложь и видео»). Кстати, режиссер Шон Бэйкер, получивший в 2024 году главный приз Каннского фестиваля за фильм «Анора» (активно номинируется на все возможные премии), также показывал свое кино на Санденсе, например, полностью снятый на iPhone 5S «Мандарин».

Сейчас фестиваль Санденс уже воспринимается как один из главных кинофестивалей мира, на котором можно найти настоящие алмазы. На смотр приезжают не только продюсеры и именитые режиссеры, но и представители стримингов, заинтересованные в уникальном контенте. Например, именно там Apple TV+ купили права на показ фильма «CODA: Ребенок глухих родителей», который получил «Оскар».

Кроме того, этот международный кинофестиваль — одна из любимых площадок киностудии А24, которая славится умением находить интересные авторские проекты, симпатичные массовому зрителю. Именно там они откопали полнометражный дебют хоррор-режиссера Ари Астера «Реинкарнация» (18+) и абсурдистскую драму «Человек — швейцарский нож» — первый полный метр дуэта Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, позже выпустивших фильм «Все, везде и сразу» (при поддержке А24), который получил «Оскар».

Также актеры любят привозить на фестиваль Санденс свои режиссерские дебюты. Например, именно здесь Джесси Айзенберг представил свою дебютную картину «Когда ты закончишь спасать мир». Его второй фильм «Настоящая боль» тоже был показан на фестивале Санденс — 2024, и сыгравший в нем Киран Калкин («Наследники» (18+)) сейчас активно номинируется на все престижные премии и уже выиграл «Золотой глобус» (а также является главным конкурентом Юры Борисова («Герда» (18+), «Мама, я дома» (18+)).

Несмотря на то, что организаторы этого киномероприятия продолжают отбирать в программу авторское кино, в котором есть определенное высказывание и самобытный взгляд на тему, сам смотр уже давно интересует зрителей самых разных предпочтений. Благодаря Санденсу стало очевидно, что любовь к кинокомиксам и незамысловатым комедиям может прекрасно уживаться с симпатией к независимому кино.

На данный момент фестивалю Санденс уже более 30 лет. Он проходит в заснеженном городе Юта. На фестивале есть награды, которые выдает жюри, а есть приз зрительских симпатий. Санденс проходит ежегодно в конце января, в этом году смотр состоится с 23 января по 2 февраля.

Berlinale (Берлинский кинофестиваль, или Берлинале)

Этот международный кинофестиваль был основан в 1951 году, но стал популярным в мире в 1956 году. Его особенность в том, что организаторы активно поддерживают именно европейский кинематограф, но не ограничиваются им и могут показывать фильмы из разных концов мира (при поддержке европейских компаний). На смотр обычно отбирают картины, снятые в традиционной манере без операторских и визуальных новшеств, и часто сюжеты связаны с политическими и остросоциальными темами. 

Несмотря на это, международный кинофестиваль не боится показывать ленты на самые разные тематики, которые многим показались бы противоречивыми, сложными и даже рискованными. Из-за этого Берлинале часто характеризуют как смотр интеллектуального и толерантного кино. В разные годы лучшими картинами на Берлинском фестивале были признаны «Унесенные призраками», «Человек дождя», «Магнолия» и «Тонкая красная нить».

В основную конкурсную программу кинофестиваля обычно попадают картины известных постановщиков и сценаристов. Но на смотре также рады и менее опытным режиссерам, для которых есть особые программы «Панорама», «Поколение» и «Форум». Сейчас российским кинематографистам поучаствовать в фестивале затруднительно, но раньше наши фильмы показывали там. «Серебряными медведями» были отмечены драмы «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Довлатов» Алексея Германа мл. («Дело» (18+), «Короткое замыкание» (18+)), а также хорошо принята картина «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова («Аритмия» (18+), «Шторм» (18+)).

Главный приз на Берлинале — «Золотой медведь». Кроме того, Гран-при жюри получает картина, занявшая второе место в конкурсной программе международного кинофестиваля. «Серебряные медведи» получают режиссеры, сценаристы, композиторы и актеры. Ежегодно смотр проходит в феврале: Берлинале — 2025 состоится с 13 по 23 февраля.

Festival de Cannes (Каннский кинофестиваль)

Этот международный фестиваль, основанный в 1946 году, считается самым авторитетным и популярным среди крупных смотров. Фильмы-победители Каннского фестиваля часто попадают в списки таких премий как «Золотой глобус» и «Оскар», а права на их показ у себя в стране пытаются добыть многие кинопрокатные компании. Многие фильмы Каннского фестиваля показывают и в России: только в 2024 году показали победителя Канн-2024 «Анору» (18+), «Субстанцию» с призом за лучший сценарий, «Арманда» от внука Ингмара Бергмана и китайскую драму «Черный пес». Кстати, режиссер «Аноры» Шон Бэйкер — частый гость в Каннах: он уже приезжал на фестиваль с такими картинами, как «Красная ракета» и «Проект “Флорида”».

Организаторы фестиваля стараются отбирать самые интересные и мощные авторские высказывания, в отличие от Берлинале любят эксперименты с монтажом и съемкой и не ограничиваются конкретными жанрами. Они готовы включать в программу как черные комедии («Бесславные ублюдки», «Треугольник печали») и кинокомиксы («Город грехов»), так и остросоциальные драмы («Капернаум») и даже боди-хорроры («Титан»). При этом ощущается, что во время отбора участников организаторы любят включить в список побольше французского кино. Интересно, что в Каннах категорически отказываются показывать фильмы, снятые при поддержке стримингов и не имеющие проката в кинотеатрах.

Российских режиссеров здесь любят: в разные годы на смотре были показаны «Теснота» Кантемира Балагова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева («Возвращение» (16+), «Изгнание» (18+)), «Айка» Сергея Дворцевого, «Лето», «Ученик» и «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Такая советская классика как «Летят журавли», «Андрей Рублев» и «Утомленные солнцем» (18+) были отмечены разными почетными наградами.

Главный приз на Каннском фестивале — «Золотая пальмовая ветвь». Также вручаются призы за режиссуру, актерский перфоманс, сценарий и лучший дебют («Золотая камера»). Ежегодно статусный кинофестиваль проводится в мае: Каннский кинофестиваль — 2025 состоится с 13 по 24 мая.

Venice Film Festival (Венецианский кинофестиваль)

Это старейший международный кинофестиваль, но с непростой историей: он был основан по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини в 1932 году. Идея смотра родилась из-за появления в 1927 году «Оскара» — премии, которую американцы позиционировали, как самую главную в мире. Муссолини решил в ответ создать целый фестиваль, чтобы подчеркнуть силу государства, а заодно использовать его для продвижения ценностей и идей итальянского режима того времени. После окончания Второй мировой войны, с 1949 года фестиваль изменил свою политику и стал поддерживать и распространять только искусство.

Долгое время Венецианский фестиваль считался одним из самых консервативных: он не обращал внимание на тренды и эксперименты в кинематографе, а придерживался традиций и показывал кино о вечном и универсальном. Но в последнее десятилетие международный кинофестиваль активно меняет свою политику и все больше смотрит на мир. Организаторы стали включать в программу нестандартные фильмы и даже массовое кино. Яркое доказательство перемен — фильмы Венецианского фестиваля — 2024 («Джокер 2» в основной программе и «Битлджус Битлджус» вне конкурса).

В отличие от Каннского смотра Венецианский кинофестиваль с радостью включает в список участников ленты, снятые при поддержке стримингов и без кинотеатрального проката. Например, в 2024 году они показали вне конкурса «Одиноких волков» — проект платформы Apple TV+ с Джорджем Клуни («Американец» (18+), «Безумный спецназ» (16+)) и Брэдом Питтом («Ограбление казино» (18+)), а в 2021 году несколько эпизодов сериала HBO Max «Сцены из супружеской жизни» (18+) с Оскаром Айзеком («Холодный расчет» (18+), «Драйв» (18+)) и Джессикой Честейн («Материнский инстинкт» (18+), «Большая игра» (18+)).

Среди победителей этого смотра в разное время были такие фильмы: «Расемон» (18+), «Рома», «Джокер», «Земля кочевников», «Горбатая гора», «Форма воды» и «Рестлер». Участники и победители кинофестиваля часто попадают в список номинантов на «Оскар».

Российских киноделов до недавнего времени часто приглашали в Венецию: там состоялись премьеры фильмов Алексея Германа мл., Алексея Балабанова («Брат 2» (18+), «Я тоже хочу» (18+)), Александра Сокурова («Франкофония» (18+), «Телец» (18+)), Бориса Хлебникова и многих других. Что касается советского кино, то его всегда любили на этом смотре: в наградную историю фестиваля попали такие картины, как «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Первый учитель» Андрея Кончаловского, «Агония» Элема Климова и «Урга: Территория любви» Никиты Михалкова.

Главный приз в Венеции — «Золотой лев» (в середине 20 века назывался «Кубок Муссолини»), которым награждается лучший по мнению жюри фильм. «Серебряного льва» вручают лучшему режиссеру (необязательно автору фильма-победителя). Актерам присуждают Кубок Вольпи.

Международный кинофестиваль проходит ежегодно в августе-сентябре на острове Лидо, куда можно добраться на водном транспорте из Венеции. Точная дата проведения Венецианского кинофестиваля — 2025 пока не объявлялась.

Toronto International Film Festival TIFF (кинофестиваль в Торонто)

Этот международный кинофестиваль был основан в 1976 году и задумывался как «фестиваль фестивалей», то есть в его программе могут быть показаны фильмы, у которых прошла премьера на других фестивалях. Цель организаторов была проста — показать разношерстной публике лучшие картины, продемонстрированные на мировых смотрах.

Несмотря на это допущение, многие режиссеры хотят, чтобы премьера их киноленты состоялась именно в Торонто, а актеры с радостью приезжают и общаются с поклонниками. Все дело в том, что кинофестиваль в Торонто — это максимально зрительски ориентированный фестиваль: здесь нет жюри, а главным призом является приз зрительских симпатий. Кроме того, для Голливуда это еще и более удобная локация в сравнении с Европой.

Кстати, любой человек может «побывать» на этом фестивале: показы проводятся не только офлайн, но и онлайн, нужно только оформить билет на сайте. Такая практика появилась не так давно и у Санденса (последствия пандемии), но в отличии от кинофестиваля в Торонто, условный зритель из Бразилии или Японии сможет посмотреть лишь часть представленных фильмов.

Неудивительно, что этот международный кинофестиваль считается одним из самых дружелюбных к своей публике. Кроме того, такое отношение к аудитории хорошо характеризует само мероприятие, напоминающее, что кино — это вид искусства, который не отделим от зрителя. При этом, это не значит, что участники и победители кинофестиваля в Торонто — только фильмы из масс-маркета. В разное время здесь представляли «Ла-Ла Ленд», «Белфаст», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Американское чтиво», «Зеленую книгу» (18+), «Красоту по-американски» и «Землю кочевника». Как и в ситуации с остальными вышеперечисленными мероприятиями, участники этого смотра часто попадают в число номинантов и лауреатов «Оскара». Именно с Торонто неофициально стартует так называемая «оскаровская» лихорадка.

Ежегодно международный кинофестиваль в Торонто проводится в сентябре. Дата проведения смотра в 2025 году пока неизвестна.

Постепенно международные кинофестивали становятся все более человекоориентированными и включают в свои программы фильмы разных тематик и жанров. Кроме того, многие идут на контакт со стримингами, которые считаются будущим индустрии. С каждым годом фестивальный мир становится все более открытым и разнообразным, задает кинотренды, рассуждает на универсальные темы и при этом отражает проблемы, актуальные для современного мира.

Изображения взяты с сайта legion-media.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Тильда Суинтон, Роберт Паттинсон и Тимоти Шаламе: что известно про Берлинский кинофестиваль

Берлинский кинофестиваль, он же Берлинале, — одно из главных событий в мире кино. В этом году фестиваль отмечает…
Читать еще

Ждем новый сериал «Кто быстрее» (2024) с Дмитрием Нагиевым в главной роли

16+ Мир телевидения радует зрителей новыми проектами, и на этот раз в центре внимания оказывается долгожданный «Кто быстрее»…
Читать еще
Total
0
Share