
«Анора»: фильм о Золушке нового поколения или очередное клише?
18+
Фильм «Анора» (2024) — лауреат Золотой пальмовой ветви 77-го Каннского фестиваля. В октябре он вышел в прокат в России, а совсем скоро будет доступен и в онлайн-кинотеатре Wink. Рассказываем, чем лента Шона Бейкера о Золушке XXI века очаровала зрителей, за что ее принялись ругать и, главное, почему стоит смотреть «Анору» тем, кто этого еще не сделал.
«Анора» — сцены из не самой счастливой супружеской жизни
Американский режиссер Шон Бейкер известен своими фильмами с социальным подтекстом. Он снимает кино о тех, кому непросто живется: о матери-одиночке и ее дочери («Проект Флорида»), секс-работнице («Мандарин») или постаревшем порноактере («Красная ракета»). Сейчас же в центре внимания оказалась молодая пара. Сын российского олигарха Ваня Захаров (Марк Эйдельштейн) в одном из клубов встречает стриптизершу Анору (девушка, впрочем, предпочитает называть себя Эни), между ними начинается бурный роман. Герои молоды, легкомысленны и местами наивны, и, не придумав ничего лучше, они решают пожениться. Разумеется в Лас-Вегасе — столице безумств. Пара наслаждается семейной жизнью, которая по большей части состоит из видеоигр, вечеринок и постельных сцен. При этом родители Вани от брака, мягко говоря, не в восторге. Они летят в США, чтобы объяснить сыну — он совершил ошибку.

Кадр из фильма «Анора»
Это могла бы быть история о том, как настоящее чувство преодолевает все препятствия: разницу в социальном статусе, расстояние, языковой барьер. Или о том, как любовь простой девушки меняет инфантильного и безответственного главного героя. Кажется, в то, что такой вариант развития событий возможен, верит даже сама Эни. Но Шон Бейкер далек от стандартов романтических комедий 1990-х. Как и в предыдущих своих фильмах, режиссер открыто заявляет: чудес ждать не стоит. Чтобы разрушить стихийно возникший союз Вани и Эни достаточно одного телефонного звонка: как только молодой человек узнает о том, что к нему едут родители, он сбегает. Один.
«Анора»: рецензии и отзывы
Фильм вызвал бурную реакцию, разделив как критиков, так и зрителей на два лагеря.
Многим понравились живые, правдоподобные персонажи Шона Бейкера. Режиссер делает их одновременно и трогательными, и противоречивыми, и, главное, настоящими. Над ними можно смеяться, на них можно злиться, но они вызывают эмоции. Даже «помощники» Захарова-старшего — Игорь (Юра Борисов), Торос (Карен Карагулян) и Гарник (Ваче Товмасян) — по-своему обаятельны. Особенно критики оценили Эни в исполнении Майки Мэдисон. Ее яростная борьба за свое счастье вызывает уважение даже у тех, кто пытается добиться расторжения брака.
А, например, Грета Гервиг, председатель жюри Каннского кинофестиваля, отметила, что лента Бейкера вызывает ностальгию по старым знакомым кинокартинам. Если посмотреть фильм «Анора», вспомнятся лучшие романтические комедии Эрнста Любича или Ховарда Хоукса. Правда, в них споры и неразбериха заканчивались счастливым воссоединением влюбленных. А все, на что могут рассчитывать герои Шона Бейкера — это выбраться из передряг, не слишком при этом пострадав. Если повезет — получить денежную компенсацию за развод. Критики в Vanity Fair и The New Yorker отметили, насколько динамичным и неожиданным кажется фильм. Все происходящее похоже на безумный сон, в который герои не хотят, но должны поверить.

Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон и Юра Борисов на Каннском фестивале
В российских медиа, однако, картину принялись ругать за стереотипы о русскоязычных персонажах в Америке. Армяне Торос и Гарник — неуклюжи и не слишком сообразительны, Игорь — гопник с грустными глазами и чуткой душой. Вместо того чтобы показать сложных и интересных героев, «Анора» использует набор красочных клише. Шон Бейкер, фильмы которого обычно, наоборот, борются с предрассудками, в этот раз будто бы решил выбрать простой путь.
Кроме того, зрителей смутило, что почти все персонажи из постсоветского пространства занимаются сомнительными делами: работают в дешевых забегаловках, досуг проводят в стриптиз-клубах и бильярдных. Вместо проработанных характеров перед зрителями — сборник нелепых ситуаций. Фильм смотрится как ситком: сначала — о беспечной жизни молодежи, которая сорит деньгами, затем — о попытках разыскать виновника событий.
Почему стоит смотреть фильм «Анора»
«Анора» — это фильм, с которым можно провести действительно хороший вечер. Шон Бейкер снял романтическую историю где-то на границе комедии и драмы. Сюжет не погружается в банальности и не показывает шаблонные истины о том, что любовь победит все и всех. При этом, фильм все же сохраняет легкость, режиссер не навязывает уроки морали и не делит героев на плохих и хороших.
Отдельно стоит отметить, какой в визуальном плане получилась «Анора». Смотреть фильм можно хотя бы потому что он красиво снят. Оператор Дрю Дэниелс, известный по работе над «Эйфорией» (18+), снова показал жизнь в ночных клубах: неоновый свет, стильная современная музыка и динамичный монтаж. Даже если сюжет вам не близок, от экрана сложно оторвать взгляд.

Кадр из фильма «Анора»
Конечно, есть место и для критики. Некоторые сцены довольно условны, а диалоги, полные мата, иногда балансируют на грани стереотипов. Но «Анора» заигрывает с эксцентрическими и слэпстик-комедиями прошлого века — в них юмор строился на нелепых ситуациях, общей путанице, погонях, драках и криках. В этих фильмах не было детально проработанных персонажей, зато был драйв. Именно за это зрители их и полюбили.
Картина смешная и динамичная, но оставляет достаточно пространства для размышлений на серьезные темы: классовое неравенство, несправедливость, семейные и любовные отношения. Это история Золушки (намек на сказку в фильме достаточно явный), но без сахарного сиропа, а с горьковатым привкусом реальности. Однако снимать розовые очки перед просмотром вовсе не обязательно — можно оставить их на случай, если захочется просто отдохнуть и посмеяться над героями, которых, кажется, мы уже где-то видели. Фильм «Анора» смотреть онлайн в хорошем качестве можно на Wink уже в декабре.
В статье использовались изображения с legion-media.com