Блог Статьи Персоны Режиссер Джим Джармуш: фильмография, как снимает свои фильмы 

Режиссер Джим Джармуш: фильмография, как снимает свои фильмы

Вы точно слышали о фильмах «Кофе и сигареты», «Патерсон», «Ночь на земле», «Выживут только любовники», «Мертвец» и возможно, даже смотрели некоторые из них. Смогли ли вы с первого взгляда влюбиться в фильмы Джармуша? Режиссер закладывает глубокие смыслы, показывает то, что зритель никогда не увидит в блокбастерах. Картины Джармуша во многом автобиографичны, и мы рекомендуем ближе познакомиться с его личностью, бэкграундом и мировоззрением, чтобы по-новому взглянуть на его творчество.

В статье мы рассказываем, из чего состоят фильмы режиссера и как их полюбить. Усаживайтесь поудобнее — мы прокатим вас по творчеству Джармуша с ветерком.

Один из самых музыкальных режиссеров независимого американского кино, Джим Джармуш уже больше четырех десятилетий снимает картины на стыке жанрового искусства и откровенного артхауса.

Авторский стиль Джармуша легко узнаваем: он любит минимализм, с особой чуткостью относится к выбору музыки, ищет смыслы в мелочах и будничной рутине, а также неизменно отправляет героев своих фильмов в путешествие. Это может быть и метафора жизненного пути, как в «Мертвеце» (18+), и ежедневный маршрут автобуса в «Патерсоне», и блуждания по каменным джунглям героя Исаака Де Банколе в ленте «Предел контроля».

Эстетика разрухи

Родившийся в индустриальном Акроне и выросший в Нью-Йорке 1970-х, Джармуш любит эстетику разрухи и зачастую выбирает для своих фильмов именно такие локации. Джиму нравится Детройт, и Адам, герой фильма «Выживут только любовники» (18+), выбирает для жизни и творчества именно этот город-призрак: безлюдный, со множеством заброшенных зданий и следами ушедшей эпохи. 

Джим с юности чувствовал себя аутсайдером, и в свои картины он погружает именно таких персонажей: одиночек и маргиналов, музыкантов и писателей, мертвых и бессмертных.

Экшена не будет 

Страсть Джармуша к статичному и плавному кино наглядно иллюстрирует история из его юности. Он начал писать сценарий первого фильма «Отпуск без конца» (16+) на последнем курсе учебы в Нью-Йоркской киношколе. В то время он работал ассистентом американского режиссера Николаса Рэя и показывал профессору черновые варианты сценария. Рэй рекомендовал добавить больше динамики — и что в ответ на это сделал Джармуш? Он убрал последние отголоски экшена, сделав фильм еще более статичным. 

Дебютная картина Джармуша повествует о юном бездельнике-хипстере, который ищет смысл жизни в Нью-Йорке 1980-х годов. Снятая с бюджетом в 12 тысяч долларов, она не вышла в прокат, но стала отправной точкой в фильмографии режиссера.

Обратный порядок сценария

Как правило, сценаристы сперва придумывают сюжет, а уже потом погружают в него героев. Джармуша вдохновляют люди, и именно с создания персонажей он начинает работу над фильмами. В кинолентах Джармуша важно не то, к чему движется сюжет, а то, как герои живут в кадре. 

Паузы важнее слов 

«В хороших стихах пробелы между строфами столь же важны, как и строки».

Джим Джармуш

Джармуша называют «неторопливым» режиссером: его кино для тех, кто любит читать между строк. Мы привыкли к лентам, насыщенным событиями, диалогами, конфликтами, и при первой встрече с творчеством Джармуша создается впечатление, что на экране ничего не происходит. Но режиссер просто иначе расставляет акценты и берет в кадр другие моменты: он показывает закулисье того, что мы видим в других фильмах. 

Возьмем для примера картину «Ночь на земле» (18+) — единственный в своем роде киносборник историй, произошедших в такси одной ночью в разных городах. Здесь важен не путь назначения, а то, что обычно происходит за кадром, когда пассажир закрывает за собой дверь такси. Музыку для этой честной и откровенной ленты написал Том Уэйтс, а среди актеров вы увидите Вайнону Райдер, Джину Роулендс и Роберто Бениньи.

В «Патерсоне» повествование складывается из повторяющейся изо дня в день рутины главного героя. Вместе с Патерсоном мы подслушиваем разговоры пассажиров автобуса, наблюдаем за размеренной жизнью героя дома и вечерними посиделками в пабе за пинтой пива. Джармуш изображает поэзию повседневности — мелочи, из которых складывается наша жизнь. Ведь рутина — это часть жизни! И в ней тоже есть много прекрасного.

Хип-хоп, джаз и рокабилли

В 1980-е годы Джармуш играл экспериментальный постпанк в группе The Del-Byzanteens, а с 2009 года сформировал группу Bad Rabbit, которая позднее была переименована в SQÜRL. Фильмы режиссера Джармуша неразрывно связаны с музыкой, начиная от классики и заканчивая хип-хопом. 

В «Отпуске без конца» звучит исключительно джаз, а герой Криса Паркера, безвестного приятеля режиссера, мечтает быть похожим на своего однофамильца — легендарного саксофониста Чарли Паркера. 

Над звуком для оригинального вестерна «Мертвец» работал канадский композитор Нил Янг, который создал мелодию, импровизируя на гитаре во время просмотра черновой версии фильма. Такой подход в некотором роде тоже иллюстрирует тему скитаний героев Джармуша: музыка сочиняется на ходу, а значит блуждает по звукоряду.

К фильму «Выживут только любовники» 2013 года Джармуш сам записал саундтрек вместе с голландским лютнистом Йозефом ван Виссемом. Новеллы криминального драмеди «Таинственный поезд» (16+) объединены одной композицией Элвиса Пресли Blue Moon, которая звучит по радио в каждой из историй, — это намекает на то, что события происходят параллельно.

Саундтрек к фильму «Пес-призрак: Путь самурая» написал RZA — лидер хип-хоп группы Wu-Tang Clan. Фильмы Джармуша даже чем-то похожи на этот музыкальный стиль: они строятся на аллюзиях и отсылках, как и хип-хоп треки, в которых часто используются семплы существующей музыки. При этом творчество Джармуша тоже нельзя полностью отнести ни к миру массового кино, ни к миру артхауса.

Поэзия 

Будущий режиссер изучал английскую литературу в Колумбийском университете, мечтая стать писателем и поэтом. Эту страсть Джим Джармуш перенес и в свои киноленты.

Так, например, Патерсон в одноименном фильме работает водителем автобуса, пишет стихи и вдохновляется поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом. А все стихотворения для героя Адама Драйвера сочинил поэт Рон Пэджетт. Все, кроме одного… автором стихотворения Water Falls является сам Джармуш. И кстати Патерсон, как и Джармуш, не признает мобильные телефоны и записывает свои стихотворения в секретный блокнот. 

В «Мертвеце» режиссер Джим Джармуш передал герою Джонни Деппа имя английского поэта Уильяма Блейка и наполнил фильм цитатами из его произведений.

Работа с актерами

У Джармуша на все есть свое видение, и к выбору актеров он тоже подходит нестандартно. Режиссер сам пишет сценарии всех фильмов и только он знает, каких героев он хочет видеть на экране. Например, главного персонажа в его дебютной кинокартине сыграл непрофессиональный артист.

Сценарий «Сломанных цветов» был написан для Билла Мюррея, с которым Джармуш работал ранее в ленте «Кофе и сигареты» (18+). Актер умеет выразить множество чувств одной мимикой, и это полностью отвечает творческому стилю режиссера, который неравнодушен к молчаливым сценам и паузам. Этот творческий тандем безусловно оказался успешным: Билл Мюррей принял участие и в таких более поздних работах Джармуша, как «Предел контроля» и «Мертвые не умирают».

Лишь изредка он берет в свои ленты больших звезд Голливуда — Джонни Деппа и Вайнону Райдер в 1990-х, Шэрон Стоун и Кейт Бланшетт в 2000-х, Тома Хиддлстона, Мию Васиковску и Адама Драйвера в нулевых.

«Никогда не осмелюсь спорить ни с чем из того, что скажет Тильда Суинтон! Она мой лидер, мой бесстрашный лидер. Хотел бы, чтобы она стала королевой Вселенной».

Режиссер Джим Джармуш

Тильда Суинтон снялась у Джармуша в нескольких фильмах: «Мертвые не умирают», «Выживут только любовники», «Предел контроля» и «Сломанные цветы». И у режиссера к ней особенное отношение.

Режиссер также приглашает сниматься в кино своих друзей-музыкантов. Вот исполнители, которых можно увидеть в фильмах Джармуша:

  • Игги Поп — «Мертвец» (1995), «Кофе и сигареты» (2003);
  • Том Уэйтс — «Мертвые не умирают» (2019), «Вне закона» (1986), «Кофе и сигареты»;
  • Джек и Мег Уайт из The White Stripes — «Кофе и сигареты»;
  • RZA из Wu-Tang Clan — «Пес-призрак: Путь самурая» (1999), «Кофе и сигареты»;
  • Джо Страммер и Скримин Джей Хокинс — «Таинственный поезд» (1989);
  • Джон Лури — «Вне закона».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Уборщица, ставшая Народной артисткой России: лучшие сериалы и фильмы с Евгенией Добровольской

10 января в возрасте 60 лет умерла Евгения Добровольская, Народная артистка России и талантливая актриса. За 40-летнюю карьеру…
Читать еще
Total
0
Share