
Режиссер Джим Джармуш: фильмография, как снимает свои фильмы
Вы точно слышали о фильмах «Кофе и сигареты», «Патерсон», «Ночь на земле», «Выживут только любовники», «Мертвец» и возможно, даже смотрели некоторые из них. Смогли ли вы с первого взгляда влюбиться в фильмы Джармуша? Режиссер закладывает глубокие смыслы, показывает то, что зритель никогда не увидит в блокбастерах. Картины Джармуша во многом автобиографичны, и мы рекомендуем ближе познакомиться с его личностью, бэкграундом и мировоззрением, чтобы по-новому взглянуть на его творчество.
В статье мы рассказываем, из чего состоят фильмы режиссера и как их полюбить. Усаживайтесь поудобнее — мы прокатим вас по творчеству Джармуша с ветерком.
Один из самых музыкальных режиссеров независимого американского кино, Джим Джармуш уже больше четырех десятилетий снимает картины на стыке жанрового искусства и откровенного артхауса.
Режиссер Джим Джармуш
Авторский стиль Джармуша легко узнаваем: он любит минимализм, с особой чуткостью относится к выбору музыки, ищет смыслы в мелочах и будничной рутине, а также неизменно отправляет героев своих фильмов в путешествие. Это может быть и метафора жизненного пути, как в «Мертвеце» (18+), и ежедневный маршрут автобуса в «Патерсоне», и блуждания по каменным джунглям героя Исаака Де Банколе в ленте «Предел контроля».
Эстетика разрухи
Родившийся в индустриальном Акроне и выросший в Нью-Йорке 1970-х, Джармуш любит эстетику разрухи и зачастую выбирает для своих фильмов именно такие локации. Джиму нравится Детройт, и Адам, герой фильма «Выживут только любовники» (18+), выбирает для жизни и творчества именно этот город-призрак: безлюдный, со множеством заброшенных зданий и следами ушедшей эпохи.
Джим с юности чувствовал себя аутсайдером, и в свои картины он погружает именно таких персонажей: одиночек и маргиналов, музыкантов и писателей, мертвых и бессмертных.
Экшена не будет
Страсть Джармуша к статичному и плавному кино наглядно иллюстрирует история из его юности. Он начал писать сценарий первого фильма «Отпуск без конца» (16+) на последнем курсе учебы в Нью-Йоркской киношколе. В то время он работал ассистентом американского режиссера Николаса Рэя и показывал профессору черновые варианты сценария. Рэй рекомендовал добавить больше динамики — и что в ответ на это сделал Джармуш? Он убрал последние отголоски экшена, сделав фильм еще более статичным.
Кадр из фильма «Отпуск без конца»
Дебютная картина Джармуша повествует о юном бездельнике-хипстере, который ищет смысл жизни в Нью-Йорке 1980-х годов. Снятая с бюджетом в 12 тысяч долларов, она не вышла в прокат, но стала отправной точкой в фильмографии режиссера.
Обратный порядок сценария
Как правило, сценаристы сперва придумывают сюжет, а уже потом погружают в него героев. Джармуша вдохновляют люди, и именно с создания персонажей он начинает работу над фильмами. В кинолентах Джармуша важно не то, к чему движется сюжет, а то, как герои живут в кадре.
Кадр из фильма «Кофе и сигареты»
Паузы важнее слов
«В хороших стихах пробелы между строфами столь же важны, как и строки».
Джим Джармуш
Джармуша называют «неторопливым» режиссером: его кино для тех, кто любит читать между строк. Мы привыкли к лентам, насыщенным событиями, диалогами, конфликтами, и при первой встрече с творчеством Джармуша создается впечатление, что на экране ничего не происходит. Но режиссер просто иначе расставляет акценты и берет в кадр другие моменты: он показывает закулисье того, что мы видим в других фильмах.
Кадр из фильма «Ночь на земле»
Возьмем для примера картину «Ночь на земле» (18+) — единственный в своем роде киносборник историй, произошедших в такси одной ночью в разных городах. Здесь важен не путь назначения, а то, что обычно происходит за кадром, когда пассажир закрывает за собой дверь такси. Музыку для этой честной и откровенной ленты написал Том Уэйтс, а среди актеров вы увидите Вайнону Райдер, Джину Роулендс и Роберто Бениньи.
Кадр из фильма «Патерсон»
В «Патерсоне» повествование складывается из повторяющейся изо дня в день рутины главного героя. Вместе с Патерсоном мы подслушиваем разговоры пассажиров автобуса, наблюдаем за размеренной жизнью героя дома и вечерними посиделками в пабе за пинтой пива. Джармуш изображает поэзию повседневности — мелочи, из которых складывается наша жизнь. Ведь рутина — это часть жизни! И в ней тоже есть много прекрасного.
Хип-хоп, джаз и рокабилли
В 1980-е годы Джармуш играл экспериментальный постпанк в группе The Del-Byzanteens, а с 2009 года сформировал группу Bad Rabbit, которая позднее была переименована в SQÜRL. Фильмы режиссера Джармуша неразрывно связаны с музыкой, начиная от классики и заканчивая хип-хопом.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
В «Отпуске без конца» звучит исключительно джаз, а герой Криса Паркера, безвестного приятеля режиссера, мечтает быть похожим на своего однофамильца — легендарного саксофониста Чарли Паркера.
Кадр из фильма «Мертвец»
Над звуком для оригинального вестерна «Мертвец» работал канадский композитор Нил Янг, который создал мелодию, импровизируя на гитаре во время просмотра черновой версии фильма. Такой подход в некотором роде тоже иллюстрирует тему скитаний героев Джармуша: музыка сочиняется на ходу, а значит блуждает по звукоряду.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
К фильму «Выживут только любовники» 2013 года Джармуш сам записал саундтрек вместе с голландским лютнистом Йозефом ван Виссемом. Новеллы криминального драмеди «Таинственный поезд» (16+) объединены одной композицией Элвиса Пресли Blue Moon, которая звучит по радио в каждой из историй, — это намекает на то, что события происходят параллельно.
Кадр из фильма «Таинственный поезд»
Саундтрек к фильму «Пес-призрак: Путь самурая» написал RZA — лидер хип-хоп группы Wu-Tang Clan. Фильмы Джармуша даже чем-то похожи на этот музыкальный стиль: они строятся на аллюзиях и отсылках, как и хип-хоп треки, в которых часто используются семплы существующей музыки. При этом творчество Джармуша тоже нельзя полностью отнести ни к миру массового кино, ни к миру артхауса.
Кадр из фильма «Пес-призрак: Путь самурая»
Поэзия
Будущий режиссер изучал английскую литературу в Колумбийском университете, мечтая стать писателем и поэтом. Эту страсть Джим Джармуш перенес и в свои киноленты.
Так, например, Патерсон в одноименном фильме работает водителем автобуса, пишет стихи и вдохновляется поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом. А все стихотворения для героя Адама Драйвера сочинил поэт Рон Пэджетт. Все, кроме одного… автором стихотворения Water Falls является сам Джармуш. И кстати Патерсон, как и Джармуш, не признает мобильные телефоны и записывает свои стихотворения в секретный блокнот.
В «Мертвеце» режиссер Джим Джармуш передал герою Джонни Деппа имя английского поэта Уильяма Блейка и наполнил фильм цитатами из его произведений.
Работа с актерами
У Джармуша на все есть свое видение, и к выбору актеров он тоже подходит нестандартно. Режиссер сам пишет сценарии всех фильмов и только он знает, каких героев он хочет видеть на экране. Например, главного персонажа в его дебютной кинокартине сыграл непрофессиональный артист.
Кадр из фильма «Сломанные цветы»
Сценарий «Сломанных цветов» был написан для Билла Мюррея, с которым Джармуш работал ранее в ленте «Кофе и сигареты» (18+). Актер умеет выразить множество чувств одной мимикой, и это полностью отвечает творческому стилю режиссера, который неравнодушен к молчаливым сценам и паузам. Этот творческий тандем безусловно оказался успешным: Билл Мюррей принял участие и в таких более поздних работах Джармуша, как «Предел контроля» и «Мертвые не умирают».
Лишь изредка он берет в свои ленты больших звезд Голливуда — Джонни Деппа и Вайнону Райдер в 1990-х, Шэрон Стоун и Кейт Бланшетт в 2000-х, Тома Хиддлстона, Мию Васиковску и Адама Драйвера в нулевых.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
«Никогда не осмелюсь спорить ни с чем из того, что скажет Тильда Суинтон! Она мой лидер, мой бесстрашный лидер. Хотел бы, чтобы она стала королевой Вселенной».
Режиссер Джим Джармуш
Тильда Суинтон снялась у Джармуша в нескольких фильмах: «Мертвые не умирают», «Выживут только любовники», «Предел контроля» и «Сломанные цветы». И у режиссера к ней особенное отношение.
Кадр из фильма «Кофе и сигареты»
Режиссер также приглашает сниматься в кино своих друзей-музыкантов. Вот исполнители, которых можно увидеть в фильмах Джармуша:
- Игги Поп — «Мертвец» (1995), «Кофе и сигареты» (2003);
- Том Уэйтс — «Мертвые не умирают» (2019), «Вне закона» (1986), «Кофе и сигареты»;
- Джек и Мег Уайт из The White Stripes — «Кофе и сигареты»;
- RZA из Wu-Tang Clan — «Пес-призрак: Путь самурая» (1999), «Кофе и сигареты»;
- Джо Страммер и Скримин Джей Хокинс — «Таинственный поезд» (1989);
- Джон Лури — «Вне закона».