
Теория цвета в кино: разбираем цветовые схемы на примере лучших сериалов Wink Originals
Цвет окружает нас, где бы мы ни были, и независимо от того, замечаем мы или нет, он влияет на наше настроение, аппетит, впечатления, а также на принятие решений. А цвет в кинематографе — это еще и инструмент, с помощью которого нам показывают — и рассказывают — историю героев.
Сериал «Трудные подростки» — самый яркий, но не единственный проект Wink Originals, в котором используется множество сложных цветовых сочетаний. Сегодня разбираем основные цветовые схемы и изучаем, как работает цвет в кино — будет интересно! Мы подготовили для вас примеры из самых разных сериалов: «Чики», «Ваша честь», «Балет», «Слово пацана», «Мерзлая земля», «ФК Родина» и одного зарубежного хита, который не входит в линейку проектов Wink, но весьма интересен с точки зрения работы с цветом!
Внимание: если читаете статью с телефона, переверните устройство горизонтально. Так вам будет удобнее сопоставлять картинку с цветовой схемой.
Цветовые сочетания: в интерьере, одежде, искусстве
Мы сталкиваемся с необходимостью подбирать наиболее удачные цветовые сочетания, когда, например, хотим создать стильный образ в одежде или гармоничный интерьер. Цвет работает по одним и тем же принципам в разных сферах, и кино — не исключение.
Фотографы, художники, дизайнеры, стилисты, колористы — люди, которые понимают, как работает цвет, и на автомате применяют знания в своей деятельности. Чтобы новичку разобраться в этой теме и научиться находить наиболее интересные сочетания, важно познакомиться с цветовыми схемами, для построения которых используется
цветовой круг Иттена.
В центре круга — три основных цвета: желтый, синий и красный. В парах эти оттенки формируют вторичные: оранжевый, пурпурный и зеленый. Смешивая последние, мы получаем третичные цвета. А если поделить круг вертикально на две половины, то мы получим палитру холодных оттенков слева и теплых — справа.
Цвета, которые расположены в круге друг напротив друга, например оранжевый и синий, называются комплементарными, или дополнительными: оказавшись рядом, они усиливают друг друга. Группы из трех цветов, расположенных друг за другом, например синий, сине-зеленый и зеленый, называются аналогичными. Они, как правило, образуют более спокойные сочетания.
Как пользоваться цветовым кругом
Ниже мы расскажем об основных цветовых схемах и приведем примеры из сериалов, чтобы вы увидели, как по-разному может быть реализована одна и та же схема. Но для начала объясним на пальцах, как научиться пользоваться цветовым кругом, если вы этого никогда не делали, и главное — как «читать» схемы на кадрах из фильмов и сериалов, на фотографиях или картинах.
Сначала определите, сколько цветов вы видите на изображении (или может, это модный лук от стилиста): как правило, используется два, три или четыре основных цвета. Может оказаться, что цвет будет всего один, но представлен разными оттенками. Когда определитесь с количеством, найдите эти цвета на круге Иттена и сопоставьте со схемами, которые мы приведем ниже.
Комплементарная схема: теория и примеры
Это цветовое сочетание распознать легче всего (но трудно было найти среди Wink Originals!). За основу в комплементарной схеме берутся два цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга: например, оранжевый и синий или красный и зеленый.

На кадре погони из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» леденяще холодное небо, снег и разбитое стекло голубоватого оттенка дополняются машиной «теплого» оттенка: именно этот контраст делает кадр таким гармоничным.
Но! Если более пристально всматриваться, то можно заметить и третий цвет: слегка розовеющий закат и красные детали на здании. Если опираться на это, то можно отнести изображение и к классической триадной схеме, которую мы разберем дальше. Ошибиться здесь не страшно, главное — понять, как работает цветовой круг и научиться читать язык цвета.
Еще одна сцена из того же сериала: видим, что цвет фона целенаправленно увели в красный, а рубашка на герое Сергея Бурунова зеленого цвета (даже ближе к хаки).
Классическая триада: теория и примеры
В данной схеме используются три равноудаленных друг от друга цвета. Самое распространенное сочетание — это красный, синий и желтый. При этом крайне редко бывает, что все три цвета использованы в равной пропорции: можно взять один цвет за главный, а два других использовать в качестве дополнительных акцентов.

Для примера предлагаем кадр из сериала «Ваша честь»: картинка контрастная и выглядит очень динамичной и даже «живой», хотя в сцене нет людей и по факту нет движения (только намек на него). Соотношение синего и красного здесь примерно 80/20, а желтый выступает в качестве маленькой, но яркой (очень!) детали.
Ниже мы видим кадр из дерзкого хита «Трудные подростки»: цвета те же самые, но за счет более светлых оттенков красного и синего композиция воспринимается более спокойной и тягучей.
Обратите внимание, что здесь нет чистого оранжевого или желтого цвета, как на прошлой картинке. Но в кадре есть человек, а цвет лица — это, как правило, один из оттенков оранжевого.
Аналоговая триада: теория и примеры
Здесь будет больше всего примеров, потому что аналоговая схема дает возможность совершенно неожиданным образом экспериментировать с сочетаниями оттенков и создавать на базе одного цвета оригинальные цветовые решения для кино.

За основу в аналоговой триаде берутся три расположенных по соседству цвета. Например, в сцене из сериала «Трудные подростки», где Ковалев и его бывший тренер чинят машину, это зеленый, светло-зеленый и голубой. Композиция выглядит достаточно мягкой, гармоничной и приятной. Чаще всего один цвет используют в качестве главного, второй как поддерживающий, а третий — для расстановки акцентов.
На следующем кадре локация выбрана так, что актриса Анастасия Крылова в платье нежно-персикового цвета (точь-в-точь как цвет 2024 года: «персиковый пушок» ) создает весьма нетривиальный вариант аналоговой цветовой схемы: красный + оранжевый и его более светлые оттенки (сдвиньте мысленно выбранные на схеме цвета на две единицы против часовой стрелки). Яркие цвета здесь занимают все полотно: это создает интригу, драйв и молодежную атмосферу.

Посмотрите на кадр с Олегом Меньшиковым из сериала «Ваша честь»: заметили, как по-другому заиграло сочетание красного цвета с оттенками оранжевого? Здесь появилось много белого и черного, а яркие цвета стали акцентными: такое цветовое решение позволяет ближе рассмотреть переживания героя и личную трагедию.
Что вы ощущаете, наблюдая за сценой, где хореограф Рута Майерс разглядывает модель одной из постановок своей юности? По мнению редакции, это вдумчивое и немного напряженное чувство ностальгии, желание уединиться и обдумать последствия собственных решений. У вас может быть свое чувствование кадра из сериала «Балет», но главное отметить, что те же самые цвета здесь работают по-другому.
Темно-красный и желтый — это лишь акценты. Полотно уходит в черный и создает более тяжелую, приземленную и плотную композицию, чем на кадре выше.

Следующий кадр из «Трудных подростков» — это нечто промежуточное между аналоговой цветовой схемой и монохромной (о ней расскажем чуть дальше). Мы видим, как желтый переходит от светлого к темно-оранжевому, создавая атмосферу напряженного молчания и нерешенной проблемы.

Монохроматическая схема: теория и примеры
Данное цветовое решение представляет собой результат плавного смешения очень близких друг к другу оттенков одного цвета: эту схему легко можно спутать с аналоговой (и редакция тоже иногда этим грешит).

Признаемся, у редакции нет концептуальных версий, почему сцену из сериала «Слово пацана», где пацаны везут Вову Адидаса в лифте, создатели увели в теплый оранжевый монохром. Но результат нам нравится!
Кстати в желтом монохроме выполнен фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс»: режиссер мастерски умеет работать с цветом и создает с его помощью неповторимые полотна, детали которых не перестают удивлять даже при повторном просмотре.
Предлагаем еще один вариант монохромного цветового решения, где за основу взят фиолетовый: это сцена из детектива «Мерзлая земля», где Светлана Ходченкова сыграла одну из своих сильнейших ролей. Здесь монохром словно усиливает чувство близости и доверия между мамой и дочкой, которое создается с помощью их расположения в кадре.
При том, что мы собрали достаточно большое количество кадров для данной статьи, фиолетовый цвет встречается всего на двух: он действительно редкий. И если вам интересно увидеть, с какими цветами сочетается фиолетовый, посмотрите фильм «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона. Вы найдете не только дерзкие сочетания пурпурного с ярко красным, но и розовый монохром, который весьма притягателен.
И еще один пример монохрома, который навевает ощущение безнадежности и отчаяния. Сможете угадать, из какого сериала мы взяли этот кадр?
Тетрада: теория и примеры
Со схемами из двух и трех цветов разобрались — теперь перейдем к миксу из четырех. Тетраидная схема может быть представлена прямоугольной и квадратной: с точки зрения теории мы дадим вам определение, чем они отличаются, но… при выборе кадров из кино различить их сложнее, чем понять, как работает схема (но мы все равно рискнули предложить вам несколько вариантов).

Для прямоугольной схемы четыре цвета подбираются так, чтобы каждые два находились друг напротив друга, то есть были комплементарными. Основным может быть выбран всего один цвет, а остальные будут вспомогательными.
Предлагаем в качестве примера прямоугольной схемы кадр, где актер Роман Евдокимов в роли владельца футбольного клуба «Родина» переживает очередную неудачу. Чтобы понять ход мыслей редакции, сместите кружочки на цветовом круге на одно деление против часовой стрелки. Мы видим зеленый (скамейки), синий (джинсы героя, цвет шорт на рисунке торца дома), оранжевый (цвет кожи актера) и очевидный красный.
Квадратная схема похожа на прямоугольную, только цвета в ней равно удалены друг от друга по цветовому кругу. И снова на помощь приходят «Трудные подростки»! Зеленая трава, голубое небо и синие гетры, нежно персиковая кожа и красные бутсы — в этом кадре все как по учебнику. И на этом примере можно проиллюстрировать, как образ (одежда) героев работает в связке с локацией, словно дополняя ее: вся одежда персонажей нейтрального цвета, кроме кроссовок, шорт и носков Фила.
На кадре ниже снова именно локация диктует правила игры: сочетание цветных стульев уже образует тетраду цветов. Так что у девушки Фила выбор одежды мог быть только из четырех цветов, и победила красная футболка с голубой джинсовкой.
Ирина Горбачева и любопытные подружки ее героини в сериале «Чики»: цветовое решение схемы достаточно очевидное и бьющее в лоб, но выглядит любопытно. Наверное, потому что редко встретишь в реальности зеленый дом с красной дверью и желтую арку над крылечком.
Аналогово-комплементарная схема: теория и примеры
В данном случае принцип подбора цветов основан на комплементарной схеме, только вместо одного противоположного цвета используются также его соседи.

Для разминки возьмем кадр из сериала «Балет»: зеленый и сине-зеленый сразу бросаются в глаза, а в качестве «оранжевого» выступают цвет кожи актеров, рыжевато-коричневый пиджак и цвет дерева.
И снова «Слово пацана»! Поначалу этот кадр хотелось отнести к комплементарной схеме: синяя куртка и желто-оранжевый оттенок стен. Однако на тот момент из внимания ускользнул цвет пола, который очень близок красному. Теперь внимание на схему: если перевернуть ее наоборот, то мы получим на одном полюсе голубой, а на другом сочетание красного, оранжевого и желтого.
Да-да! При создании анимации используются те же самые правила и цветовые схемы, что и в классическом кинематографе (и в фотографии, и в живописи, и в интерьере). В этом эпизоде мультфильма «Маша и Медведь» мы видим следующее сочетание цветов: пурпурный, красный и оранжевый на одной стороне круга Иттена и зеленый — на противоположной.
Значение цвета: в чем суть
На первый взгляд может показаться, что схемы слишком сложные. И вообще зачем все это? Но вы даже не представляете, как сильно цветовые решения влияют на восприятие сюжета, на настроение и посыл фильма. Цвет может выступать в роли символа, он может говорить со зрителем, словно это еще один персонаж в истории.
Например, в сериале «Ваша честь» через всю сюжетную линию проходит красный цвет. Причем он присутствует не везде, а только в сценах, где играет герой Олега Меньшикова — во всех, кроме зала суда. Судья с безупречной репутацией, и вместе с этим отец преступника, носит красный галстук (в нерабочее время!), а в интерьере его дома с определенных ракурсов в нужные моменты появляются то ярко-красная картина на стене, то алый фасад кухонного шкафа. Красный здесь не случаен, и если вы смотрели американский ремейк популярного израильского сериала, вы знаете, о чем речь.
Также символичным является алый цвет в сериале «Рассказ служанки», который намекает на фертильность женщин Галаада. И этот символизм цвета был мастерски использован в сцене, когда одну из девушек в качестве наказания лишают возможности иметь детей: кадр сделали стерильно белым, чтобы сделать акцент на бесплодии.
И когда Фредова, главная героиня, приходит на прием к гинекологу, мы снова видим кипельно белое полотно, но уже с добавлением алого: ведь девушка способна иметь детей.
Пишите в комментариях, как вам такой разбор цветовых схем на примере российских сериалов? О чем еще интересно узнать? Мы с удовольствием подготовим еще материалы на эту (или смежную с этой) тему!
Безумно интересная статья!!! Расскажите подробнее про творчество Уэса Андерсона!