Блог Статьи Интересно знать Мизансцена в кино: что это такое, примеры и виды

Мизансцена в кино: что это такое, примеры и виды

Теоретические аспекты киноискусства нередко приводят в ступор — особенно когда мы сталкиваемся с терминами. Например, что значит мизансцена и как она используется в кадре? Слету не разберешь!

В новой статье блога more.tv мы рассмотрим, каким образом мизансцена может быть использована — и зачем она в принципе нужна режиссеру. 

Немного теории 

Нельзя просто так взять и снять кино — эту истину давно уяснил каждый. Даже знаменитый режиссер худшего в мире фильма «Комната» Томми Вайсо потратил миллионы долларов, привлек команду для создания детища и даже попытался поиграть с кадром (получилось плохо, но речь не об этом). Мизансцена — это один из тех приемов, без которого картина не получится. 

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Старый проверенный способ позволяет режиссеру управлять экранным пространством, чтобы создать нужный эффект. Постановка кадра, размещение определенных объектов и актеров перед камерой — если говорить коротко, то это и есть мизансцена. 

«Мизансцена, как известно, означает форму размещения и движения выбранных объектов по отношению к плоскости кадра. Для чего мизансцена служит? На этот вопрос вам в девяти случаях из десяти ответят: она служит для того, чтобы выразить смысл происходящего»

Андрей Тарковский, отрывок из «Лекций по кинорежиссуре»

Способ расположения действующих лиц и объектов, при котором одинаково важны и задний, и передний план, называют глубинной мизансценой. В этом случае зритель может одновременно наблюдать за несколькими событиями внутри одного кадра, который при этом не меняется. Однако такой метод иногда создает впечатление хаоса и встряски: герои то приближаются к камере, то отдаляются, а зритель видит лица как крупным планом, так и на общем фоне. Глубинная мизансцена играет важную роль в антимонтажной концепции: объединив в одном кадре ряд драматических сцен, режиссер может сократить количество монтажных склеек. 

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

Интересно, что во многих современных фильмах и сериалах мизансцена не прорабатывается вовсе и присутствует в качестве примитивного элемента. Наверняка ты с легкостью вспомнишь сцены, где два героя просто стоят напротив друг друга на равном расстоянии и разговаривают, вообще не меняя положения. Иногда персонажи долго сидят без необходимости, и это ничем не оправдано — ни внутренним напряжением сцены, ни желанием показать микромимику героев. Создатель ничем не оживляет эпизод, хотя в реальной жизни мы все-таки редко сидим или стоим на месте бесконечно долго.

Примеры мизансцен

Разберем наглядно примеры, где режиссеры не стали халтурить и прибегли к приему. Так, в фильме «Рай» Андрея Кончаловского используется актерская мизансцена — при том, что большинство кадров статично. Действующие лица постоянно перемещаются относительно камеры, что создает интересный эффекты. Например, когда нацистский офицер Хельмут беседует с риелтором по поводу продажи поместья — эта сцена абсолютно статична. Однако актеры перемещаются вокруг стола, приближаются к окну, отдаляются от него — поэтому у зрителя возникает ощущение динамики.

Кадр из фильма «Рай»

Достойным примером мизансцены диалога в замкнутом пространстве является фильм «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Зеркальное отражение главных героев с одной стороны расширяет пространство, а с другой сужает его, давая зрителю понять, насколько тесно в комнате. Такой прием используется в картине не раз — обрати внимание при просмотре. 

Кадр из фильма «Бердмэн»

Многие приемы кинематографического языка тесно связаны между собой и существуют только в контексте друг друга. Их нельзя применять отдельно, иначе получится слишком техническая картинка — но если режиссеры подходят к делу с душой, каждый прием работает во благо, превращая фильм в действительно стоящее зрелище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи
Total
0
Share