С юбилеем, Гуттиэре! Анастасия Вертинская отмечает 80 лет
6+
19 декабря Анастасия Вертинская празднует свой юбилей: актрисе исполняется 80 лет. За долгое время карьеры на экране и сцене она исполнила не много ролей, но все они были исключительными. Актриса ушла со сцены на пике, завершив карьеру в конце девяностых.
Первой ролью Анастасии стала юная Ассоль в «Алых парусах». Позже актриса запомнилась ролями аристократок: Кити из «Анны Карениной», Лизы из «Войны и мира», Офелии из «Гамлета», а также голосом Констанции из «Трех мушкетеров»… Но сегодня мы поговорим об одной из самых сложных ролей в карьере актрисы — Гуттиэре, дочери рыбака из «Человека-амфибии».
«Человек-амфибия» (1961)
Фильм «Человек-амфибия» (1961), снятый на киностудии «Ленфильм» режиссерами Владимиром Чеботаревым и Геннадием Казанским, вошел в историю как один из самых значительных фантастических фильмов советского кинематографа. Его успех был обусловлен не только захватывающим сюжетом, но и невероятной работой команды, которая преодолела многочисленные технические и творческие вызовы.
На Wink вы можете ознакомиться с этим фантастическим произведением прошлого — светлым, добрым, и слегка печальным фильмом. Смотреть фильм «Человек-амфибия» можно в отличном качестве с подпиской на сервис.

Кадр из фильма «Человек-амфибия»
Немногие понимают действительный вклад этой картины в кинематограф и трудности, которыми предварялось ее создание. Мы живем в мире, где есть «Аватар: Путь воды» и мощные компьютеры, способные отрисовать все, что угодно. А подводные сцены теперь можно снимать хоть на смартфон, если захочется намочить актеров по-настоящему. Но в самом начале шестидесятых дела обстояли совсем иначе…
Анастасия Вертинская была выбрана на роль Гуттиэре благодаря своей утонченной, «не советской» внешности, которая достоверно ложилась на образ аргентинской дамы. Режиссер сказал о своем выборе как поэт: «Мне нужен был юноша, в глазах которого море, и девушка, в глазах которой небо» — и юная Анастасия стала такой девушкой с чистыми небесно-голубыми глазами.
Но внешность — это далеко не единственное качество, благодаря которому именно Вертинскую выбрали на главную роль в амбициозный проект. Актриса была одержима работой. Она готова была учиться и рисковать ради этого фильма, и ей (как и всей съемочной команде) действительно пришлось пройти через многое в процессе съемок… Впрочем, обо всем по порядку.
Подводные съемки

Кадр из фильма «Человек-амфибия»
«Человек-амфибия» 1961 года стал первым в мире художественным фильмом, значительная часть которого была снята под водой. До этого момента повесть уже замышляли экранизировать, и даже Уолт Дисней, при его технических возможностях и бюджете, отказался от этой идеи. Когда СССР объявил о старте работы над проектом, в США вышла статья, высмеивающая эту идею — никто не верил в то, что «советы» со своим допотопным оборудованием могут справиться.
Команда разработала уникальную технику съемки. Воды Крыма, а точнее бухты Ласпи, стали основным местом действий. Прозрачность воды позволила создать фантастические морские панорамы, хотя сложностей хватало. Из-за отсутствия достаточного количества морской живности было принято решение использовать резервуары с рыбой, размещенные перед камерами. Это придавало кадрам ощущение густонаселенного подводного мира.
Еще одним нововведением стало погружение актеров с аквалангами. Для достижения эффекта «свободного плавания» актеры отбрасывали баллоны, после чего у оператора оставалась всего одна минута для съемки сцены. Рядом постоянно дежурили аквалангисты, которые в перерывах давали актерам вдохнуть воздух из трубки.
Создание костюма Ихтиандра было отдельным вызовом. Для чешуи использовались вырезанные из старой кинопленки элементы, окрашенные перламутровой краской. На создание одного костюма уходило около 2,5 тысяч таких чешуек, которые вручную пришивались к ткани, а всего таких костюмов было четыре. Владимир Коренев — исполнитель роли Ихтиандра — носил под этим костюмом дополнительные слои из поролона и резины, что делало работу актера под водой еще сложнее.
Сложности и опасности

Кадр из фильма «Человек-амфибия»
Работа над фильмом сопровождалась множеством рисков. Одна из наиболее драматичных ситуаций произошла, когда шестидесятиметровая железная цепь, удерживаемая матросом, выскользнула из его рук и едва не утянула актера Владимира Коренева на дно. К счастью, трагедии удалось избежать — актера подстраховали водолазы.
Существует также драматичная легенда, позднее опровергнутая участниками съемок. Консультантом фильма (а также оператором и человеком, обучавшим актеров плаванию) был Рэм Стукалов — чемпион СССР по подводным погружениям. Ходили слухи, что однажды у актера отказал кислородный баллон, и Рэм отдал ему свой, а сам начал без остановки всплывать к поверхности, из-за чего получил кессонную болезнь. Это не могло быть правдой: на съемках всегда дежурили несколько аквалангистов с запасными баллонами.
На самом же деле, для съемки того самого эпизода, на котором по легенде пострадал Стукалов, использовался муляж. В сцене, где Ихтиандра прячут, привязав к якорю, манекен, облаченный в костюм персонажа, опускали на глубину 20 метров. А крупные планы снимали отдельно, что потребовало от команды высокой координации и дополнительного времени.
Исполнение ролей в фильме потребовало от артистов не только актерских навыков, но и физической подготовки. Владимир Коренев был уже опытным пловцом, тогда как Анастасия Вертинская до съемок практически не умела плавать. Ее тренировки начались с нуля, и уже спустя несколько месяцев она самостоятельно исполняла сложные трюки в воде.
Кстати, еще один интересный факт — полупрозрачный купальник Вертинской стал еще одной новаторской деталью в советском кинематографе. До сих пор в нем не было и намека на эротические сцены. Гуттиэре стала первой почти обнаженной героиней на советском экране.
Необычные идеи и замыслы

Кадр из фильма «Человек-амфибия»
Изначально сценарий фильма «Человек-амфибия», основанный на романе Александра Беляева, долгое время лежал без движения в архивах «Ленфильма». Многие считали, что реализовать этот проект технически невозможно. Однако режиссер Владимир Чеботарев, имевший опыт работы в научно-популярном кино, предложил использовать уникальные методы съемки и элементы научной фантастики и подводного плавания. Также планировалось привлечь в качестве консультанта легендарного исследователя океана Жака-Ива Кусто, но бюджет фильма не позволил этого сделать.
Фильм «Человек-амфибия» 1961 года поражает не только своим сюжетом, но и необычным визуальным стилем. Оператор Эдуард Розовский мастерски использовал освещение, чтобы подчеркнуть атмосферу фильма. Например, для сцен с Ихтиандром применялись мягкие голубые тона, чтобы создать ассоциацию с морской стихией, а для персонажей, связанных с землей, использовались более теплые и зеленые оттенки. Эти детали усиливали контраст между двумя мирами, к которым принадлежал главный герой.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Андреем Петровым, также внесло свой вклад в создание уникальной атмосферы. Саундтрек фильма соединил мотивы романтики и фантастики, подчеркнув драматизм истории любви между Ихтиандром и Гуттиэре.
Успех фильма и его влияние

Кадр из фильма «Человек-амфибия»
После премьеры «Человек-амфибия» мгновенно завоевал популярность. В первый год фильм посмотрели около 65 миллионов зрителей, что сделало его одним из самых кассовых в истории советского кино. Он получил награды на фестивалях в Венгрии и Чехословакии, а также вошел в коллекцию лучших фильмов СССР.
На конференции в Москве Квентин Тарантино сказал, что смотрел этот фильм в семидесятых по телевидению, в урезанной черно-белой версии. Однако и этот вариант его так впечатлил, что он назвал операторскую работу в этом фильме поэзией, а Анастасию Вертинскую — «похожей на ангела».
Фильм оказал значительное влияние на последующие работы в жанре научной фантастики и романтического кино. Его успешные подводные съемки вдохновили других режиссеров на экспериментирование с подобными технологиями. Также фильм породил среди зрителей множество обсуждений, касающихся этических вопросов, поднятых сюжетом: о взаимодействии человека и природы, об ответственности ученых и об отношениях между людьми разных миров.
Спустя десятилетия после выхода «Человек-амфибия» остается одним из символов советского кинематографа. Его часто сравнивают с зарубежными картинами, такими как «Тварь из Черной лагуны», однако «Человек-амфибия» отличается гуманистическим посылом и лиричностью.
Интересно, что многие сцены фильма оказались настолько впечатляющими, что стали своего рода «визитной карточкой» советского кино за рубежом. А образы персонажей до сих пор вдохновляют художников, писателей и создателей костюмов на новые произведения искусства.