Эстетика 90-х: визуальные образы и элементы стиля
Редакция блога Wink продолжает ностальгическое путешествие по девяностым. На этот раз мы обратимся к неочевидному наследию кинематографических хитов того периода: узнаваемым визуальным элементам, которые обрели популярность в девяностые, но трансформировались и остались с нами по сей день.
Женщины: красивые, сильные, опасные
Кадр из фильма «Чужой 3»
Один из важнейших лейтмотивов кино девяностых — женские образы, наполненные силой и решимостью. Женщины перестали быть декорацией и «дамочкой в беде» и стали настоящими героинями.
Самыми яркими персонажами стали Эллен Рипли из франшизы «Чужой», Сара Коннор из «Терминатор 2: Судный день» (18+) и Джордан О’Нил из фильма «Солдат Джейн» (16+). Все эти героини обладают впечатляющей физической формой, тактическим умом и отвагой, чтобы составить конкуренцию мужчинам на поприще боевиков.
Кстати, про Рипли и Джейн. И в «Чужом 3» (18+), и в «Солдате Джейн» героини носят экстремально короткую стрижку под машинку, и этот смелый образ вдохновил многих дам попробовать такую же и на себе. Так, например, в 1997 году набирает популярность группа «Маша и Медведи» с хитами «Любочка», «Рейкьявик», а в 2000 году и «Земля» (вошедший в саундтрек к фильму «Брат» (18+)). Маша Макарова, вокалистка коллектива, в первых видеоклипах представала совершенно лысой, но от того не менее прекрасной.
Но были и другие героини, чей образ можно охарактеризовать как «сильный», хоть и не в физическом плане. Четыре подруги из «Секса в большом городе» (18+) строят карьеру и принимают важные житейские решения, при этом наслаждаясь жизнью, а московская следовательница Анастасия из сериала «Каменская» (18+) решает сложные головоломки и пытается остаться женщиной в мире мужчин, даже когда эти мужчины — грубые оперативники и уголовники.

Женские образы стали ярче не только в кино, но и на сцене. Группа «Комбинация», например, ввела в моду яркие блестящие лосины, которые привносили в любой наряд немного диско-настроения. Посмотреть историю одного из немногих на тот момент полностью женских коллективов и вдохновиться на смелые образы можно будет совсем скоро на WInk: в начале осени выйдет сериал «Комбинация» 2024 года (18+). А пока предлагаем насладиться любимыми хитами в сервисе Wink Музыка!
Мрачные супергерои и темное фэнтези
Кадр из фильма «Ворон 3: Спасение»
Тренд на мрачное фэнтези развернет крылья летучей мыши окончательно только в нулевые годы — когда выйдет «Другой мир» (18+) и «Королева проклятых», но и в девяностых был тренд на нео-готику в кино. «Блэйд», «Ворон» (а также его сиквелы — например, независимая история о другом Вороне в фильме «Ворон 3: Спасение» (18+)) положили начало этому направлению — и в те времена оно было более безумным, грубым и неотесанным, чем когда-либо (и потому прекрасным).
Что касается фэнтези, то самой популярной франшизой в этом сегменте еще с конца восьмидесятых оставался «Горец» (18+), а к концу десятилетия появился «Беовульф» (18+) — еще не тот, полностью выполненный в компьютерной графике, а просто снятый в формате лайв-экшен. До дорогих фильмов вроде трилогии «Властелина Колец» от Питера Джексона было еще далеко, жанр фэнтези был не слишком востребован в сравнении с боевиками, поэтому все его представители выглядели не и довольно бедно и блекло.
Повлияло ли это на эстетику? В какой-то мере. Многие начали коллекционировать дома сувенирные мечи — скорее всего, на тот случай, что когда-то придется сразиться с бессмертным воином, который не умрет, пока не отсечь ему голову.
Высокие технологии и костюмы с галстуками
Кадр из фильма «Миссия: Невыполнима»
В 1996 году на экраны выходит фильм «Миссия: Невыполнима» (18+) с Томом Крузом. Являясь, по существу, логическим продолжением (скорее — перерождением) фильмов о Джеймсе Бонде, фильм приобрел высокую популярность и моментально стал объектом для пародий.
Самым частым предметом для цитирования являлся саундтрек к фильму и невозможные трюки главного героя, исполняемые под него, но вторым по пародируемости объектом стал костюм, напичканный скрытыми гаджетами.
Еще одним поводом сменить футболку на рубашку с галстуком для многих впечатлительных зрителей стал фильм «Люди в черном» (12+). Тем более, что мода на солнечные очки еще не успела слишком далеко уйти после «Терминатора», и найти какие-нибудь из них дома можно было без особого труда.
Вместе эти фильмы дали понять: костюмы — это круто. Поэтому в девяностые встретить молодого человека при костюме можно было не только в офисе, но и на улице.
Азиатские мотивы
Кадр из фильма «Легенда о красном драконе»
Как сейчас мы переживаем наплыв корейского кинематографа, так и в девяностые российский рынок подвергся лавине боевиков из Гонконга. Речь не только об известном всем Джеки Чане, но и о Джете Ли, который был не менее популярен.
Фильмы вроде «Стальных когтей» (18+) или «Легенды о красном драконе» (18+) навсегда создали в сердцах российского зрителя маленькое, но уютное местечко, отведенное для азиатской эстетики. Бои в воздухе, сражения, похожие на танец, истории о верности и чести — все это создало культ боевых искусств и моду на все «восточное».
Отголоски этого влияния можно было встретить и в квартирах, украшенных веерами и циновками, и на улицах — в принтах с тиграми, драконами и орлами, игриво прильнувшими к груди простого мечтательного работяги. Нередко эти принты печатались на сетчатых майках и рубашках, что, конечно, отражало внутренний дух свободы обладателя.
Индейцы возвращаются
Кадр из фильма «Мертвец»
Вестерны про ковбоев и индейцев остались в далеком прошлом, но вот интерес к коренному населению Северной Америки у режиссеров остался.
Сегодня мы поговорим об «индейских» фильмах, в которых переосмысляется роль культуры коренных народов по отношению к пришлым — то есть, нынешним американцам. На эту тему в девяностые выходит две яркие картины: «Мертвец» (18+) с Джонни Деппом и «Серая Сова» (12+) с Пирсом Броснаном.
«Мертвец» — это кино-притча, выполненное в жанре роуд-муви и «кислотного вестерна», т.е. реконструкции жанра. Обычный бухгалтер Уильям Блейк получает ранение, и его выхаживает индеец по имени Никто. Вместе они проходят наполненный странными образами путь от индустриального города к заброшенному индейскому поселению.
«Серая Сова» — это фильм, основанный на биографии реально существовавшего человека, жившего в конце XIX века. Юноша, сбежавший от британской семьи в Канаду и принявший индейское имя, искренне начал считать себя индейцем. Под именем Серой Совы он прожил всю сознательную жизнь и стал писателем, защищающим интересы коренного населения, но его реальное происхождение открылось только после его смерти. Фильм посвящен судьбе и творческому становлению «индейца-самозванца».
На фото: закулисье показа Christian Dior Fall/Winter 1998 Haute Couture
Источник: pinterest.com
Оба этих фильма углубили восприятие североамериканской культуры, а кое-какие ее элементы даже вернул на подиум: Джон Гальяно, например, в том же 1998 году сделал несколько образов для кутюрной зимней коллекции Dior, вдохновленных коренным населением Америки.
В статье использовались изображения с сайта legion-media.com