Алексей Балабанов: фильмы о русской тоске, боли и надежде
В феврале режиссер Алексей Балабанов мог бы отпраздновать день рождения. В своих мрачных, странных и удивительно честных фильмах он показывал девяностые и нулевые. Его работы — это истории о нашей реальности: жесткой, иногда абсурдной, но всегда настоящей. В этой подборке мы расскажем, с чего начать знакомство с его творчеством, и какие фильмы Балабанова пересмотреть, чтобы вспомнить, почему они стали культовыми.
«Замок» (1994)
Кадр из фильма «Замок»
Жанр | Драма |
В ролях | Николай Стоцкий, Виктор Сухоруков |
Рейтинг Кинопоиска | 7.2 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Российское кино 90-х было очень необычным: цензура исчезла, и в стране появилось все, что до этого было под запретом, — откровенные фильмы, злая сатира, смелые эксперименты. Одним из главных трендов стали экранизации книг модернистов — при СССР такую литературу называли упаднической. Алексей Балабанов, тогда еще молодой режиссер, тоже не остался в стороне и обратился к творчеству Франца Кафки — мастера абсурда и тягостных реалий.
Фильм «Замок» — это не классическая экранизация романа. В центре сюжета — герой К., который прибывает в загадочную деревню с целью попасть в местный замок. Но чем дольше он пытается добиться своего, тем сильнее вязнет в бесконечных бюрократических проблемах, встречая на своем пути странных, порой пугающих персонажей.
Смотреть фильм «Замок» стоит как самостоятельное высказывание Балабанова с его узнаваемым почерком. Режиссер добавил необычную операторскую работу, загадочную музыку Сергея Курехина и финал, которого в оригинальном романе не было.
«Брат» (1997)
Кадр из фильма «Брат»
Жанр | Боевик, драма |
В ролях | Сергей Бодров, Виктор Сухоруков |
Рейтинг Кинопоиска | 8.3 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Через несколько лет после экспериментального «Замка» Алексей Балабанов сменил курс и снял боевик, который стал легендой. «Брат» — фильм 1997 года, первая работа кинокомпании СТВ (Балабанов — один из основателей), но и культовое бандитское кино, которое до сих пор ассоциируется с атмосферой лихих 90-х.
Изначально проект задумывался как способ заработать, но вышло нечто гораздо более значимое. Когда вспоминают фильмы 90-х, в первую очередь, вспоминают «Брата». Эта картина создала нового национального героя — Данилу Багрова (Сергей Бодров — младший), едва ли кто-то может сравниться с ним по популярности.
В центре истории — бывший солдат Данила, который возвращается в домой, но оказывается в Петербурге. Город в фильме выглядит суровым и мрачным, как лабиринт, где опасность ждет на каждом шагу. Данила попадает в криминальный мир и, несмотря на свою простоту и молчаливость, он тут же учится решать проблемы быстро и эффективно, а иногда — грубо и жестко.
Фильм передал атмосферу постсоветского Петербурга, где жизнь часто напоминала борьбу за выживание. Саундтрек из песен группы «Наутилус Помпилиус» стал важной частью образа Данилы. А сцены, в которых он медленно, но уверенно идет на очередные разборки, сделали его культовым героем, который готов постоять за справедливость.
Криминальные фильмы полны преступлений и жестокости, но «Брат» этим не ограничивается. Это рассказ о человеке, который в тяжелые времена стал кем-то вроде народного мстителя, но при этом остался своим, простым парнем, который любит свою страну, уважает семью и верит в свои идеалы.
«Про уродов и людей» (1998)
Кадр из фильма «Про уродов и людей»
Жанр | Драма |
В ролях | Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков |
Рейтинг Кинопоиска | 7.1 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Про уродов и людей» — одна из самых необычных и мрачных работ Алексея Балабанова. Здесь он переносит зрителей в начало XX века, чтобы показать кинематограф не как искусство, а как инструмент для чего-то гораздо более темного. Сергей Маковецкий играет своеобразного Мефистофеля, который превращает новый вид развлечений в машину для производства порнографии, обнажая самые мрачные стороны человеческой природы.
Фильм объединяет два направления — ужасы и эротическое кино. Гротеск, абсурд и мрачная атмосфера создают ощущение, что положительных персонажей просто не существует. Это жесткая, откровенная и пугающая картина, которая стала пиком международного признания Балабанова.
«Жмурки» (2005)
Никита Михалков на премьере фильма «Жмурки»
Жанр | Комедия |
В ролях | Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков |
Рейтинг Кинопоиска | 7.3 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Жмурки» — это, пожалуй, самая веселая и безумная работа Алексея Балабанова. После «Брата» и «Брата-2» его начали считать режиссером, который снимает серьезные фильмы о бандитах. Но именно в этой криминальной комедии режиссер разрушает мифологию 90-х. Время золотых цепей и пистолетов к середине нулевых уже ушло, и «Жмурки» выглядят как яркие похороны той эпохи.
Стилизация под Тарантино здесь не случайна: от фарсовых не слишком сообразительных героев (их сыграли звезды российского кино вроде Дмитрия Дюжева и Никиты Михалкова) до цитат и нелепых диалогов — все работает на атмосферу криминального беспредела, которая так часто встречается у Тарантино. Все это одновременно дико смешно и жутко, ради этого и стоит смотреть фильм «Жмурки».
«Мне не больно» (2006)
Алексей Балабанов на съемках фильма «Мне не больно»
Жанр | Мелодрама |
В ролях | Рената Литвинова, Александр Яценко |
Рейтинг Кинопоиска | 7.2 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Мне не больно» совсем не похож на привычное криминальное кино Балабанова о бандитах и разборках. Наоборот, он рассказывает про любовь, дружбу и обычных людей, которые могли бы быть вашими соседями или коллегами. Это, пожалуй, самый трогательный фильм режиссера, который остался незамеченным.
Сюжет вращается вокруг троих друзей, молодых и энергичных ребят, которые мечтают найти свое место в жизни. Они предлагают услуги дизайнера хозяйке шикарного дома Натэлле Антоновне (Рената Литвинова). Но один из друзей, Миша, становится для Натэллы чем-то большим: он помогает ей вновь полюбить жизнь, а она дает ему и его друзьям возможность расти, зарабатывать и мечтать по-крупному. Вроде бы идеальная история, но таких у Алексея Балабанова не бывает.
Название фильма обманчиво: больно всем героям. Каждому достается свое испытание. Олег (Дмитрий Дюжев) не может найти себя в мирной жизни. Комичный доктор (Сергей Маковецкий) отчаянно ищет «ту самую», но его попытки заканчиваются разочарованием. А Натэлла и Миша, несмотря на любовь, не могут быть вместе. «Мне не больно» напоминает, что жизнь редко складывается так, как нам хочется, но это не значит, что она лишена красоты.
«Груз 200» (2007)
Кадр из фильма «Груз 200»
Жанр | Триллер, драма |
В ролях | Алексей Полуян, Алексей Серебряков |
Рейтинг Кинопоиска | 6.8 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Это один из самых шокирующих и обсуждаемых фильмов Алексея Балабанова. После легких «Жмурок» и романтичной картины «Мне не больно» режиссер вернулся к своему мрачному и беспощадному стилю. Этот фильм — не просто история, а настоящее испытание для зрителя.
Действие разворачивается в начале 80-х, на закате Советского Союза. «Груз 200» — фильм о преступлениях, маньяках, насилии и том, что скрывалось под поверхностью «стабильной» эпохи. Он якобы основан на реальных событиях, но, скорее, является зеркалом мифологии позднего СССР: разложение морали, агония системы и всепоглощающая тьма.
Фильм «Груз 200» отзывы собрал самые разные и стал настоящим скандалом, разделив зрителей и критиков на два лагеря. Одни называли его чересчур жестким, другие — гениальным. Смотреть «Груз 200» очень сложно, но это важная и честная работа, которая раскрывает самые темные страницы нашей истории.
«Морфий» (2008)
Кадр из фильма «Морфий»
Жанр | Драма |
В ролях | Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте |
Рейтинг Кинопоиска | 7.2 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Мрачная и трагичная история, созданная Алексеем Балабановым в сотрудничестве с Сергеем Бодровым-младшим. Действие экранизации Булгакова разворачивается в 1917 году, в период смуты, революций и поломанных судеб. Молодой врач Михаил Поляков, только что окончивший университет, приезжает работать в глушь. Полный энтузиазма, он берется за непростую работу, спасая жизни в условиях, где каждая ошибка может стать роковой.
Однажды, пытаясь облегчить боль пациента, Поляков впервые сталкивается с морфием. Это мощное обезболивающее сначала кажется ему простым лекарством, но вскоре становится ловушкой, из которой нет выхода. Становясь жертвой зависимости, доктор теряет все: контроль, надежду, себя. «Морфий» — фильм-метафора эпохи, в которую перемены часто превращались в хаос, а надежды сменялись разрушением.
«Кочегар» (2010)
Кадр из фильма «Кочегар»
Жанр | Драма |
В ролях | Михаил Скрябин, Юрий Матвеев |
Рейтинг Кинопоиска | 6.8 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
«Кочегар» — фильм с лаконичным и жестоким сюжетом. В центре — бывший военный, Герой Советского Союза, якут по национальности (Михаил Скрябин), который работает кочегаром в мрачном и холодном Петербурге. Его жизнь ограничивается топкой печи, а его друзья-убийцы приносят ему тела своих жертв, уверяя, что это «плохие люди».
Тишина, снег и дым — атмосфера фильма пропитана минимализмом, который подчеркивает одиночество и отчуждение героя. Но когда кочегар узнает, что сжег тело собственной дочери, он выходит из своей молчаливой роли и берется за дело.
Смотреть фильм «Кочегар» можно как историю о мести или как размышление о доверии, человечности и вечных трагедиях маленького человека, который пытается выжить в мире, полном жестокости и предательства.
«Я тоже хочу» (2012)
Кадр из фильма «Я тоже хочу»
Жанр | Драма |
В ролях | Олег Гаркуша, Юрий Матвеев |
Рейтинг Кинопоиска | 6.6 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Я тоже хочу» — последний в карьере Алексея Балабанова, его прощальная притча. Это история о группе людей — музыканте, старике, бандите с другом и девушке — которые отправляются на поиски Колокольни счастья. Говорят, она может забрать к себе тех, кого сочтет достойными.
Действие фильма разворачивается в мрачных, но реалистичных декорациях российской глубинки, где суровая реальность переплетается с элементами фантастики. Герои лишены имен, а их путь похож на странствие по бесконечной зиме, в котором каждое действие и выбор раскрывают их характеры.
Фильм Балабанова «Я тоже хочу» впервые показывает мотив надежды и поиска счастья. Но и здесь режиссер оставляет зрителей в раздумьях: что вообще такое счастье и кто его достоин? Картина стала философским завершением творческого пути режиссера и открыла зрителю новую, более светлую сторону его таланта.
Алексей Балабанов снимал самые разные фильмы — от невыносимо жестокой драмы до почти нежной мелодрамы. Но во всех он рассказывал истории без прикрас и иллюзий. Что бы вы ни выбрали, его кино точно зацепит и останется в памяти.
Изображение на превью взято с сайта legion-media.com