Путешествие к себе: 5 причин смотреть фильм «К звездам»
18+
Фильм «К звездам» может показаться очередной драмой о спасении человечества, но на самом деле это куда более личная история — о печали, одиночестве и сложных отношениях отцов и детей. Киновед Андрей Апостолов рассказывает, почему этот фильм стоит увидеть хотя бы раз (а лучше — несколько).
Брэда Питта много не бывает
В отличие от многих своих ровесников из поколения X, Брэд Питт смог сохранить статус звезды категории А даже в конце 2010-х, когда сдали позиции такие гиганты, как Джонни Депп и Уилл Смит. И дело тут не столько в драматическом таланте (хотя он, безусловно, есть), сколько в рациональном подходе к карьере.
Уже в конце 90-х Питта называли новым Робертом Редфордом — и не зря. Как и Редфорд, он со временем переключился на закадровую работу и реже стал появляться на экране: точечно выбирал проекты и работал со «своими» режиссерами. Питт стал со-основателем производственной компании Plan B Entertainment и именно как продюсер получил свой первый (и пока единственный) «Оскар» — за историческую драму «12 лет рабства».
В 2019-м Брэд Питт вернулся к актерской работе. Помимо драмы «К звездам», вышел еще и «Однажды в… Голливуде». Но если у Тарантино Питт все же работает в ансамбле, то «К звездам» — это уже откровенно сольное выступление. Большую часть времени камера задерживается на морщинах вокруг глаз актера, и надо признать: за ними порой интереснее наблюдать, чем за безграничным открытым космосом, в котором разворачивается история.
Кадр из фильма «К звездам»
Кроме того, «К звездам» явно показывает новое направление в актерской карьере Питта. Раньше его считали мастером тандемов, подыгрывания — вспомните хотя бы дуэты с Эдвардом Нортоном («Бойцовский клуб»), Энтони Хопкинсом («Знакомьтесь, Джо Блэк») или Анджелиной Джоли («Мистер и миссис Смит»). Но теперь Питт готов к сольным номерам, так что «К звездам» — удачный пример кино одного актера.
Если вам близка эстетика Теренса Малика, и в «Древе жизни» вам понравилось, как Питт молчаливо вглядывается в пространство, — «К звездам» подарит вам схожее ощущение.
Режиссер — Джеймс Грэй
Джеймс Грэй — удивительный режиссер. Его любят французские критики Cahiers du Cinéma, но американские зачастую будто не замечают. Его до сих пор нередко относят к «молодым», хотя он дебютировал больше 25 лет назад. Именно он, к слову, раскрыл драматический потенциал Хоакина Феникса. Но большинству до этого, кажется, и дела нет.
Грэй — режиссер тихий, сдержанный, незаметный на первый взгляд. Но при этом ему невероятно везет: уже за первый фильм он получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, и следующие его работы стабильно попадали на крупнейшие европейские конкурсы. А затем ему — независимому постановщику — студия дала 90 миллионов долларов и Брэда Питта для съемок «К звездам».
Но главная причина, по которой Грэй действительно выделяется — это его верность себе. Независимо от бюджета, формата или жанра он всегда работает с одной темой — семейными отношениями. Во вселенной Джеймса Грэя семья — источник боли и противоречий: проклятие, черная дыра, бездонная прорва. Он снимал кино про криминальные кланы, про городских невротиков («Любовники»), про своих предков-эмигрантов («Роковая страсть»), про пропавших без вести путешественников («Затерянный город Z», 16+). Везде в центре оказывалась травмирующая семейная связь. «К звездам» — еще одна вариация на ту же тему.
Кадр из фильма «К звездам»
Космос — пространство внутренней драмы
В 2010-е космос становится одной из самых притягательных кинолокаций. Объяснить это можно по-разному: от развития спецэффектов до желания сбежать от реальности. Альфонсо Куарон снял «Гравитацию», Клер Дени — «Высшее общество», Ридли Скотт — «Марсианина», Кристофер Нолан — «Интерстеллар», а Ноа Хоули — «Бледную синюю точку». И даже Тилль Линдеманн добрался до космоса — пусть и в музыкальном клипе. К ним неожиданно присоединился и Джеймс Грэй.
Однако не стоит обманываться — за оболочкой космического приключения и красивыми спецэффектами скрывается все те же темы Грея. Здесь есть перестрелки с пиратами на Луне, марсианские базы, полеты сквозь астероиды и даже драка с обезумевшей обезьяной на борту корабля. Но все это — лишь декорации. Главное — это внутренние переживания главного героя. Оператор Хойте ван Хойтема совмещает масштаб и теплоту зернистой пленки, в очередной раз доказывая, что ничем не уступает признанным мастерам вроде Роджера Дикинса или Кристофера Дойла.
Обманчивость формы
«К звездам» — это стилизация под научную фантастику, один из самых визуально эффектных фильмов последних лет. Но за всем этим — то же авторское кино Джеймса Грэя.
Космос, безжизненное и безмолвное пространство, здесь становится метафорой внутренней пустоты. Грэй снова говорит о своих любимых темах: одиночестве, отчуждении и невозможности найти дом. Его герои — вечные иммигранты, не только в географическом, но и в психологическом смысле. Они то стремятся вернуться домой, то бегут от него.
Так было в «Маленькой Одессе» и «Ярдах», где герои не смогли ужиться с родными местами. В «Роковой страсти» героиня Марион Котийяр сбежала из неблагополучной Польши. В «Затерянном городе Z» персонаж Чарли Ханнэма раз за разом отказывался от мирной жизни ради поисков неуловимого идеала. В картине «К звездам» — та же логика: герой Брэда Питта уходит в космическое путешествие, чтобы на самом деле встретиться с самим собой.
Кадр из фильма «К звездам»
Несмотря на космический антураж, это кино не про движение «от Земли», а наоборот, про движение внутрь, не центробежный, а центростремительный путь. Это подчеркивает неспешный, почти медитативный ритм фильма.
Грэй использует элементы жанра так, будто до него никто и не снимал кино про космос. Иногда это работает, но в отдельных эпизодах режиссер словно теряет баланс: пафос соседствует с банальностью, «Солярис» — с «Призраками Марса». Местами фильм становится слишком сентиментальным, местами — банальным или претенциозным. И все же «К звездам» остается одним из самых интересных авторских высказываний последних лет.
Культурные отсылки
В конце 2010-х стало ясно: даже самые оригинальные фильмы редко обходятся без отсылок. В 2019 году американское кино, кажется, наконец преодолело моду на восьмидесятые и обратилось к предыдущей эпохе — Новому Голливуду 1970-х. «К звездам», наряду с «Джокером» Тодда Филлипса, вписывается в этот тренд. Казалось бы, Джеймс Грэй мог бы отсылать зрителей к классике научной фантастики — «Космической одиссее» Кубрика, «Темной звезде» Карпентера или «Чужому» Ридли Скотта. Но нет — он замахивается выше. Его главный ориентир — «Апокалипсис сегодня» (18+) Фрэнсиса Форда Копполы, один из любимых фильмов Грэя. Оттуда — структура повествования: герой поневоле отправляется в долгое и опасное путешествие, чтобы встретиться с полумифической противоречивой фигурой — сумасшедшим отцом-демиургом.
Даже кастинг работает на ностальгию. Томми Ли Джонс, сыгравший отца главного героя, знаком зрителям по культовому фильму 70-х «Раскаты грома». Дональд Сазерленд, появившийся в эпизоде как старый соратник отца, тоже связан с золотыми годами Нового Голливуда — он снимался у Бертолуччи, Пакулы и Николаса Роуга. А Лив Тайлер в роли жены главного героя вызывает ностальгию по 90-м.
«К звездам» — это неспешная, амбициозная космическая драма с Брэдом Питтом в главной роли. И если вы еще не бывали в этом кино-путешествии — возможно, самое время.
Источник фото для статьи: legion-media.com