Блог Что посмотреть Обзоры 5 причин смотреть фильм «Паразиты» (2019)

5 причин смотреть фильм «Паразиты» (2019)

18+

Киновед Андрей Апостолов рассказывает, почему стоит обратить внимание на корейский хит, если вы упустили его «на хайпе». Специально для Wink.  

«Паразиты» — это супер-модное корейское кино о нищем семействе, которое прибегает к максимально экстравагантным ухищрениям для улучшения своего материального положения. Начинаются «Паразиты», как «безделушный» ситком, а заканчиваются, как душераздирающий, остросоциальный триллер. Интересен он будет поклонникам этих противоречивых жанров, ценителям корейского кино и вообще всем, кто отслеживает актуальные тренды современной киноиндустрии.

Смотреть фильм «Паразиты» (2019) можно на Wink. И вы точно захотите познакомиться с ним лично после прочтения этих причин. 

1. Знакомство с феноменом корейского кино

Корейский кинематограф в 2019 году отмечал столетний юбилей. Южнокорейской его ветви, соответственно, уже более 60-ти лет. Однако международный ажиотаж вокруг него сложился совсем недавно. Сперва — ажиотаж фестивальный. Тут стоит вспомнить долгую шумиху вокруг довольно спорного режиссера Ким Ки-дука («Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (12+)).

Пиком признания корейского кинематографа до появления «Паразитов» стало Гран-при Каннского кинофестиваля фильму «Олдбой» (18+) Пак Чхан-ука. В «Олдбое» уже было все, за что так полюбили корейское кино на Западе: техничность, красивые кадры, брутальная жестокость, неожиданный юмор и сентиментальность, закрученный сюжет и философский посыл.

С тех пор прошло 15 лет и многие корейские режиссеры сделали успешную международную карьеру. Назову хотя бы того же Пак Чхан-ука, режиссера «Олдбоя», режиссера «Горечи и сладости» Ким Чжи-уна, ну, и режиссера Каннского хита 2018 года «Пылающий» (18+) — Ли Чхан-дона.

Более того, корейский кинематограф часто становится материалом для голливудских ремейков. Так «Олдбоя» переснял Спайк Ли (режиссер исторической драмы «Малкольм Икс» (12+)) с Джошем Бролином в главном роли. И получилось у него максимально странно. К триллеру «Преследователь» долгое время присматривался Леонардо ДиКаприо («Остров проклятых» (18+)). А «Гангстера, копа и дьявола» (18+) собирается переснимать Сильвестр Сталлоне («Неудержимые» (18+)).

Это ли не показатель настоящего успеха, признания и значимости корейского кинематографа для современной мировой киноиндустрии? Очень может быть, что в ближайшие годы нас ждет ремейк и этого фильма с голливудскими артистами.

2. Режиссер Пон Джун-хо

Он — один из лучших корейских режиссеров, в фильмографии которого есть безоговорочные шедевры. Он начал снимать в конце 90-х, а уже вторым своим фильмом «Воспоминания об убийстве» (18+), триллере, посвященном поискам серийному убийце в корейской глубинке конца 80-х, покорил киноманов, восхитил критиков и предвосхитил «Зодиак» Дэвида Финчера (режиссера «Бойцовского клуба» (18+)).

После ироничного кайдзю-кино «Хост» и очередного, но опять прекрасного ностальгического триллера «Мать», Пон Джун-хо на некоторое время оказался в англоязычном кинематографе. И там его успехи были значительно скромнее.

Антиутопия «Сквозь снег» (18+), несмотря на остроумный сюжет и блестящий каст, не снискала особого успеха в прокате. А предпоследний его фильм «Окча» и вовсе вызвал недоумение критиков. Тут еще вмешался скандал вокруг противостояния Каннского кинофестиваля и Netflix, продюсировавшего фильм. Однако Пон быстро оправился, припав к корням. Другими словами, вернулся в Корею. И снял свой самый успешный на данный момент фильм, который приглянулся не только придирчивому Каннскому жюри, но и рядовому зрителю российских мультиплексов.

Пона вряд ли можно назвать режиссером с ярко выраженным единым авторским стилем. Скорее наоборот, он виртуозно владеет разными темами, разными жанрами, разной техникой. Но это не делает его кино менее узнаваемым и привлекательным. Наоборот, даже где-то повышает интригу. Мы ничего не знаем про следующий фильм Пон Джун-хо, но точно можем сказать одно: он будет совершенно непохож на «Паразитов».

3. «Золотая пальмовая ветвь»

Вообще, на кинематографические награды далеко не всегда стоит обращать внимание. Уже через пару месяцев после вручения премии «Оскар» сложно вспомнить название фильмов-победителей, не говоря уже об их значения для истории мирового кино. Но все-таки Каннский кинофестиваль — это другое дело.

Несмотря на конкуренцию с другими киносмотрами, в первую очередь с Венецией, Берлином и Торонто, и конфронтацию со стриминговыми сервисами, Канны остаются главным кинофестивалем мира и, по большому счету, определяют весь киногод. Именно здесь задаются актуальные тренды и зажигаются новые звезды. А среди фильмов, в разные годы получивших главную награду такие знаковые вехи в истории кино, как «Шербургские зонтики» (18+), «Апокалипсис сегодня» (18+), «Таксист», «Криминальное чтиво» и «Жизнь Адель».

Может быть решение жюри не всегда можно считать адекватным. Особенно в последние пять лет. Кто сейчас вспомнит такие фильмы, как «Дипан» (18+) и «Я, Дэниел Блэйк»? Но «Паразиты» совершенно точно вписываются в ряд лучших победителей за всю историю Каннского кинофестиваля. По-своему знаковой победу «Паразитов» на Каннском фестивале делает и тот факт, что это первая «Золотая пальмовая ветвь» корейскому фильму.

Скорее всего, это награда не только конкретному фильму или персоналии режиссера, а и признание всей национальной кинематографии, которая уже в течении двух десятилетий ежегодно претендует на главный приз, но все корейские фавориты до «Паразитов» останавливались в шаге до «Золотой пальмовой ветви».

Еще более весомой победу «Паразитов» на Каннском кинофестивале делает мощнейшая конкуренция, которую удалось преодолеть фильму Пон Чжун-хо. Достаточно вспомнить, что в конкурсе 2019 года участвовали фильмы таких признанных каннских фаворитов, как Педро Альмодовар («Человеческий голос» (18+)), Квентин Тарантино, братья Дарденн и Абделатиф Кешиш («Черная Венера» (18+)). 

4. Жанровый аттракцион

Секрет успеха «Паразитов», которым 15 минут стоя аплодировала взыскательная каннская публика, и которых еще до премьерного показа успели продать в 192 страны, в развлекательности. В расчете не только и не столько на высоколобую критику, а на самого широкого зрителя.

Пон Чжун-хо устраивает зрителю настоящие жанровые американские горки, от которых захватывает дух. Такой сюжет мог бы одновременно стать основой и для параноидального триллера, и для комедии положений, и для унылой социальной драмы в духе реализма кухонной раковины.

Фильм начинается как драмеди про бедняков в поисках вай-фай в духе Майка Ли. Продолжается, как плутовская комедия — в этот момент бедняки превращаются в изобретательных авантюристов. В какой-то момент становится сатирой на upper middle class, развивается, как детектив про дом с секретом. Затем практически на весь второй акт превращается в чистой воды слэпстик с прятками и жмурками. Чтобы под конец огорошить зрителя по-корейски кровавым катарсисом. И закончится несколько тяжеловесно, по-кимкидуковски.

Этот фирменный как для режиссера, так и для всего корейского кинематографа жанровый винегрет едва ли не главный повод для просмотра «Паразитов».

5. Актуальная социальная повестка

Основной мотив, определяющий практически все главные фильмы 2019-го года — в том числе и победителей крупнейших мировых кинофестивалей — «Паразиты», «Джокер», «Синонимы», — это бунт тех, кто оказался на низших ступенях социальной иерархии, их радикализация в виду слепоты и высокомерия элит.

Мотив этот, конечно, пугающе актуален для любого общества и любой страны. Но у Пона не просто наболело одновременно со всеми. Социальное неравенство и изъяны капитализма — постоянная тема его творчества. Если в «Сквозь снег» основная метафора была горизонтальная — поезд, то в паразитах она уже вертикальная. Бедная семья живет буквально внизу, в полуподвале. Это несколько лобовая метафора роднит паразитов с другим недавним манифестом классовой борьбы фильма «Мы» Джордана Пила.

Надо сказать, что корни социальной критики Пон Джун-хо надо искать в корейском культурном базисе, даже в генезисе корейского кинематографа. «Паразиты» вполне намеренно отсылаются к классической «Горничной» патриарха корейского кинематографа Ким Ки-ена.

Кстати, надо сказать, что сам Ким Ки-ен был буквально помешан на этом сюжете и неоднократно переснимал свою ленту. В начале 10-х буквальный ремейк «Горничной» снял Им Сан-су. А другой фильм, «Служанка», Пак Чхан-ука — тоже очевидный оммаж этой классической корейской ленте.

И именно из «Горничной» многие ключевые мотивы «Паразитов». В том числе одновременно легитимное и насильственное вторжение в дом, классовая неприязнь до смертоубийства и подсознательная боязнь американской оккупации.

При этом, несмотря на все шутки и гэги, Пон абсолютно серьезен. И именно его уверенность в несправедливом положении вещей, в самом устройстве капиталистического общества, придает довольно длинным (практически два с половиной часа) «Паразитам» необходимую энергию, а заодно заражает зрителя чувством классовой сознательности. Что совсем неплохо само по себе.

«Паразиты» — это остроактуальный жанровый синтез от режиссера Пона Джун-хо, представителя самой модной на сегодняшний день национальной кинематографии, получивший «Золотую пальмовую ветвь» последнего Каннского фестиваля. 

Кажется, этого достаточно, чтобы немедленно самостоятельно познакомиться с этим фильмом. Сделать это можно на Wink.

Источник изображений для превью и иллюстраций к статье: legion-media.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

Убийственное Рождество: разбор смыслов в фильме «Хозяева» (2020) и объяснение концовки

18+ Фильмы ужасов — это как раз именно тот жанр, где можно придумывать самые безумные и запутанные сюжеты…
Читать еще

Если вам нравится смотреть «Триггер»: сериалы про психологов, которые умеют решать только чужие проблемы 

Если вам нравится смотреть российские сериалы, то вы уж точно не пройдете мимо громкого проекта «Триггер»: 3 сезон…
Читать еще
Total
0
Share