5 причин смотреть фильм «Паразиты» (2019)
18+
Киновед Андрей Апостолов рассказывает, почему стоит обратить внимание на корейский хит, если вы упустили его «на хайпе». Специально для Wink.
«Паразиты» — это супер-модное корейское кино о нищем семействе, которое прибегает к максимально экстравагантным ухищрениям для улучшения своего материального положения. Начинаются «Паразиты», как «безделушный» ситком, а заканчиваются, как душераздирающий, остросоциальный триллер. Интересен он будет поклонникам этих противоречивых жанров, ценителям корейского кино и вообще всем, кто отслеживает актуальные тренды современной киноиндустрии.
Смотреть фильм «Паразиты» (2019) можно на Wink. И вы точно захотите познакомиться с ним лично после прочтения этих причин.
Знакомство с феноменом корейского кино
Кадр из фильма «Паразиты»
Корейский кинематограф в 2019 году отмечал столетний юбилей. Южнокорейской его ветви, соответственно, уже более 60-ти лет. Однако международный ажиотаж вокруг него сложился совсем недавно. Сперва — ажиотаж фестивальный. Тут стоит вспомнить долгую шумиху вокруг довольно спорного режиссера Ким Ки-дука («Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (12+)).
Пиком признания корейского кинематографа до появления «Паразитов» стало Гран-при Каннского кинофестиваля фильму «Олдбой» (18+) Пак Чхан-ука. В «Олдбое» уже было все, за что так полюбили корейское кино на Западе: техничность, красивые кадры, брутальная жестокость, неожиданный юмор и сентиментальность, закрученный сюжет и философский посыл.
С тех пор прошло 15 лет и многие корейские режиссеры сделали успешную международную карьеру. Назову хотя бы того же Пак Чхан-ука, режиссера «Олдбоя», режиссера «Горечи и сладости» Ким Чжи-уна, ну, и режиссера Каннского хита 2018 года «Пылающий» (18+) — Ли Чхан-дона.
Более того, корейский кинематограф часто становится материалом для голливудских ремейков. Так «Олдбоя» переснял Спайк Ли (режиссер исторической драмы «Малкольм Икс» (12+)) с Джошем Бролином в главном роли. И получилось у него максимально странно. К триллеру «Преследователь» долгое время присматривался Леонардо ДиКаприо («Остров проклятых» (18+)). А «Гангстера, копа и дьявола» (18+) собирается переснимать Сильвестр Сталлоне («Неудержимые» (18+)).
Это ли не показатель настоящего успеха, признания и значимости корейского кинематографа для современной мировой киноиндустрии? Очень может быть, что в ближайшие годы нас ждет ремейк и этого фильма с голливудскими артистами.
Режиссер Пон Джун-хо
Пон Джун-хо на премьере «Микки 17»
Он — один из лучших корейских режиссеров, в фильмографии которого есть безоговорочные шедевры. Он начал снимать в конце 90-х, а уже вторым своим фильмом «Воспоминания об убийстве» (18+), триллере, посвященном поискам серийному убийце в корейской глубинке конца 80-х, покорил киноманов, восхитил критиков и предвосхитил «Зодиак» Дэвида Финчера (режиссера «Бойцовского клуба» (18+)).
После ироничного кайдзю-кино «Хост» и очередного, но опять прекрасного ностальгического триллера «Мать», Пон Джун-хо на некоторое время оказался в англоязычном кинематографе. И там его успехи были значительно скромнее.
Кадр из фильма «Паразиты»
Антиутопия «Сквозь снег» (18+), несмотря на остроумный сюжет и блестящий каст, не снискала особого успеха в прокате. А предпоследний его фильм «Окча» и вовсе вызвал недоумение критиков. Тут еще вмешался скандал вокруг противостояния Каннского кинофестиваля и Netflix, продюсировавшего фильм. Однако Пон быстро оправился, припав к корням. Другими словами, вернулся в Корею. И снял свой самый успешный на данный момент фильм, который приглянулся не только придирчивому Каннскому жюри, но и рядовому зрителю российских мультиплексов.
Пона вряд ли можно назвать режиссером с ярко выраженным единым авторским стилем. Скорее наоборот, он виртуозно владеет разными темами, разными жанрами, разной техникой. Но это не делает его кино менее узнаваемым и привлекательным. Наоборот, даже где-то повышает интригу. Мы ничего не знаем про следующий фильм Пон Джун-хо, но точно можем сказать одно: он будет совершенно непохож на «Паразитов».
«Золотая пальмовая ветвь»
Фото с церемонии вручения «Пальмовой ветви» в 2019 году
Вообще, на кинематографические награды далеко не всегда стоит обращать внимание. Уже через пару месяцев после вручения премии «Оскар» сложно вспомнить название фильмов-победителей, не говоря уже об их значения для истории мирового кино. Но все-таки Каннский кинофестиваль — это другое дело.
Несмотря на конкуренцию с другими киносмотрами, в первую очередь с Венецией, Берлином и Торонто, и конфронтацию со стриминговыми сервисами, Канны остаются главным кинофестивалем мира и, по большому счету, определяют весь киногод. Именно здесь задаются актуальные тренды и зажигаются новые звезды. А среди фильмов, в разные годы получивших главную награду такие знаковые вехи в истории кино, как «Шербургские зонтики» (18+), «Апокалипсис сегодня» (18+), «Таксист», «Криминальное чтиво» и «Жизнь Адель».
Может быть решение жюри не всегда можно считать адекватным. Особенно в последние пять лет. Кто сейчас вспомнит такие фильмы, как «Дипан» (18+) и «Я, Дэниел Блэйк»? Но «Паразиты» совершенно точно вписываются в ряд лучших победителей за всю историю Каннского кинофестиваля. По-своему знаковой победу «Паразитов» на Каннском фестивале делает и тот факт, что это первая «Золотая пальмовая ветвь» корейскому фильму.
Кадр из фильма «Паразиты»
Скорее всего, это награда не только конкретному фильму или персоналии режиссера, а и признание всей национальной кинематографии, которая уже в течении двух десятилетий ежегодно претендует на главный приз, но все корейские фавориты до «Паразитов» останавливались в шаге до «Золотой пальмовой ветви».
Еще более весомой победу «Паразитов» на Каннском кинофестивале делает мощнейшая конкуренция, которую удалось преодолеть фильму Пон Чжун-хо. Достаточно вспомнить, что в конкурсе 2019 года участвовали фильмы таких признанных каннских фаворитов, как Педро Альмодовар («Человеческий голос» (18+)), Квентин Тарантино, братья Дарденн и Абделатиф Кешиш («Черная Венера» (18+)).
Жанровый аттракцион
Кадр из фильма «Паразиты»
Секрет успеха «Паразитов», которым 15 минут стоя аплодировала взыскательная каннская публика, и которых еще до премьерного показа успели продать в 192 страны, в развлекательности. В расчете не только и не столько на высоколобую критику, а на самого широкого зрителя.
Пон Чжун-хо устраивает зрителю настоящие жанровые американские горки, от которых захватывает дух. Такой сюжет мог бы одновременно стать основой и для параноидального триллера, и для комедии положений, и для унылой социальной драмы в духе реализма кухонной раковины.
Фильм начинается как драмеди про бедняков в поисках вай-фай в духе Майка Ли. Продолжается, как плутовская комедия — в этот момент бедняки превращаются в изобретательных авантюристов. В какой-то момент становится сатирой на upper middle class, развивается, как детектив про дом с секретом. Затем практически на весь второй акт превращается в чистой воды слэпстик с прятками и жмурками. Чтобы под конец огорошить зрителя по-корейски кровавым катарсисом. И закончится несколько тяжеловесно, по-кимкидуковски.
Этот фирменный как для режиссера, так и для всего корейского кинематографа жанровый винегрет едва ли не главный повод для просмотра «Паразитов».
Актуальная социальная повестка
Кадр из фильма «Паразиты»
Основной мотив, определяющий практически все главные фильмы 2019-го года — в том числе и победителей крупнейших мировых кинофестивалей — «Паразиты», «Джокер», «Синонимы», — это бунт тех, кто оказался на низших ступенях социальной иерархии, их радикализация в виду слепоты и высокомерия элит.
Мотив этот, конечно, пугающе актуален для любого общества и любой страны. Но у Пона не просто наболело одновременно со всеми. Социальное неравенство и изъяны капитализма — постоянная тема его творчества. Если в «Сквозь снег» основная метафора была горизонтальная — поезд, то в паразитах она уже вертикальная. Бедная семья живет буквально внизу, в полуподвале. Это несколько лобовая метафора роднит паразитов с другим недавним манифестом классовой борьбы фильма «Мы» Джордана Пила.
Надо сказать, что корни социальной критики Пон Джун-хо надо искать в корейском культурном базисе, даже в генезисе корейского кинематографа. «Паразиты» вполне намеренно отсылаются к классической «Горничной» патриарха корейского кинематографа Ким Ки-ена.
Кстати, надо сказать, что сам Ким Ки-ен был буквально помешан на этом сюжете и неоднократно переснимал свою ленту. В начале 10-х буквальный ремейк «Горничной» снял Им Сан-су. А другой фильм, «Служанка», Пак Чхан-ука — тоже очевидный оммаж этой классической корейской ленте.
И именно из «Горничной» многие ключевые мотивы «Паразитов». В том числе одновременно легитимное и насильственное вторжение в дом, классовая неприязнь до смертоубийства и подсознательная боязнь американской оккупации.
При этом, несмотря на все шутки и гэги, Пон абсолютно серьезен. И именно его уверенность в несправедливом положении вещей, в самом устройстве капиталистического общества, придает довольно длинным (практически два с половиной часа) «Паразитам» необходимую энергию, а заодно заражает зрителя чувством классовой сознательности. Что совсем неплохо само по себе.
Кадр из фильма «Паразиты»
«Паразиты» — это остроактуальный жанровый синтез от режиссера Пона Джун-хо, представителя самой модной на сегодняшний день национальной кинематографии, получивший «Золотую пальмовую ветвь» последнего Каннского фестиваля.
Кажется, этого достаточно, чтобы немедленно самостоятельно познакомиться с этим фильмом. Сделать это можно на Wink.
Источник изображений для превью и иллюстраций к статье: legion-media.com