Блог Новости Новости кино Из области фантастики: фильм «Реплика» и научная фантастика в российском кино
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - AD_4nXdk3ueuWUNPWW2qZ3hLhd4Jlt7Ied8rmGLw8rJypEQn5IGbFLxXBvevqMyVZ3ZghVsjEc7DNYQJPMmgEmdJG1F4VhU8-9SbOGg4WgHttTMYjIV5gPaY_K3wlUdL0a6t1UZTedynjwFhUV1iYv5mom_b3_PX

Из области фантастики: фильм «Реплика» и научная фантастика в российском кино

18+

В ноябре на большие экраны вышла «Реплика» — фильм об искусственном интеллекте и цифровом бессмертии. Лента Амира Исаева — повод задуматься о технологиях, научной этике и, главное, человеческих отношениях. Рассказываем, что известно о новинке и разбираемся, как менялись научно-фантастические фильмы на протяжении века. Одобрено НИИ ЧАВО.

О чем «Реплика»?

Главные герои — талантливые ученые и предприниматели, братья Антон и Давид. Они работают над инновационным проектом — технологией «Реплика», которая может копировать человеческое сознание в нейросеть. Их цель — обеспечить цифровое бессмертие. Антон, однако, слишком увлекается разработкой и решает копировать сознание жены Давида — Веры. Пока брат ни о чем не подозревает, Антон убеждает цифровую версию Веры в том, что Давид ей не муж. Постепенно герой все больше запутывается и теряет связь с реальностью. Все это ставит под угрозу не только амбициозный проект Антона, но и жизни тех, кого он любит.

В какой-то момент героям придется столкнуться с серьезными моральными и этическими вопросами: можно ли считать копию человека полноценной личностью? Какие последствия несет за собой создание реплик? Что делает нас людьми — наши мысли, воспоминания, чувства или что-то еще более глубокое? По словам актера Владислава Ценева, именно в этом и есть смысл картины. Если зрители задумаются о чем-то после просмотра, значит, работа удалась. Посмотреть фильм «Реплика» можно будет в онлайн-кинотеатре Wink уже скоро.

Кто создал фильм

Режиссером «Реплики» выступил Амир Исаев, для него это первая полнометражная работа. Одну из главных ролей исполняет Никита Ефремов («Между нами химия» (18+)), известный по проектам «Здоровый человек» (18+) и «Библиотекарь» (18+). В 2023 году он получил «Золотого орла» за роль в сериале «Нулевой пациент» (2022).

Женская главная роль досталась Софье Лебедевой. Актриса снимается не только в отечественных, но и в зарубежных проектах. Летом 2024 года на платформе Netflix вышел третий сезон сериала «Викинги: Вальхалла», где Лебедева сыграла византийскую императрицу. А до этого актриса появлялась в драме «Тетрис» (2023) и сериале «МакМафия» (2018).

Роль Давида исполнил Ценев Владислав, которого вы могли видеть в сериале «Жить жизнь» или «Медиатор» (2021–2024). А в 2024 году он на красной дорожке Каннского кинофестиваля представлял фильм Кирилла Серебренникова «Лимонов. Баллада об Эдичке».

От «Аэлиты» до «Ночного дозора»: жанр научной фантастики

Научная фантастика в российском кино за последние 100 лет прошла большой путь. От первых экспериментов в 20-х к сложным и философским фильмам 70-х и до смелых блокбастеров 2000-х. Отношение к жанру менялось: его игнорировали, над ним посмеивались, им восхищались. Но сейчас sci-fi в России снова подает большие надежды.

Советская научная фантастика

Научная фантастика появилась вместе с кинематографом — Жорж Мельес снял «Путешествие на Луну» еще в 1902 году. Советский союз не отставал, в 1924 году появилась «Аэлита» — фильм Якова Протазанова, одна из первых полнометражных картин о космических путешествиях. Сюжет был основан на одноименном романе Алексея Толстого, декорациями занимался художник Виктор Симов, а костюмами — Исаак Рабинович и Александра Экстер.

Важным этапом стали советские фильмы 60-х и 70-х: война закончилась, страна мечтала о покорении космоса. В это время активно работали писатели-фантасты: Иван Ефремов, братья Стругацкие, Кир Булычев. Их произведения не раз вдохновляли режиссеров. Культовыми фильмами советского sci-fi стали, во-первых, «Планета бурь» (1961), а во-вторых, «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979). Обе эти картины Андрей Тарковский снял по литературным источникам — роману Станислава Лема и повести братьев Стругацких. Эти фильмы покорили не только СССР, но и весь мир, собрав награды престижных кинофестивалей. Они давно стали классикой кино и доказали, что фантастика — это не только гонки на космических кораблях и выстрелы из бластеров, но и размышления о мире и человеке.

К концу 70-х фильмы о космосе, контактах с внеземными цивилизациями и искусственном интеллекте стали перемещаться в область детского кино. Среди самых известных картин были «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», «Молчание доктора Ивенса», «Большое космическое путешествие» (6+), «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» (6+) с песней о том самом прекрасном далеке. Детская фантастика научила советских мальчишек и девчонок не включать машину времени без разрешения взрослых, а персонажи любимых фильмов стали настоящим примером для подражания. Для многих они до сих пор остаются символами светлого и доброго прошлого.

Но уже к 1980-м советская фантастика сильно отстала от того, что снимали, например, в Голливуде. Отечественные фильмы не могли соперничать со «Звездными войнами», «Инопланетянином» Спилберга или «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Но две картины все же выделились. Комедия «Кин-дза-дза» от Георгия Данелии и мрачные постапокалиптические «Письма мертвого человека» (18+), которые снял Константин Лопушанский. Эти работы стали, скорее, исключением: «детский» период и не слишком удачные для кинофантастики 1990-е годы привели к тому, что жанр стали считать чем-то необязательным, даже нелепым.

Фантастические 2000-е

В начале нулевых жанр начал возрождаться с новой силой. Одним из самых заметных проектов стал «Ночной дозор» — фильм 2004 года, основанный на романе Сергея Лукьяненко. История смешала в себе элементы фэнтези и научной фантастики и этим привлекла зрителей и критиков.

Дилогия «Дозоров» Тимура Бекмамбетова стали настоящей сенсацией. Эти работы привлекли внимание на Западе, а сам режиссер и продюсер получил возможность работать в Голливуде. Но положения дел они не изменили. Научно-фантастические фильмы продолжали выходить, но внимания они привлекали все меньше и меньше. Например, две части «Обитаемого острова» (18+) Федора Бондарчука (снова на основе Стругацких) хоть и собрали порядка миллионов долларов в прокате, но не окупили бюджет. Позже «Вычислитель» (12+) и «Танцы насмерть» тоже провалились в прокате.

Современная научная фантастика

После затяжного кризиса выделился фильм «Притяжение» (12+). История о вторжении инопланетян в Москву была динамичным экшеном и поводом задуматься над тем, как человек реагирует на новые угрозы. Зрители оценили сюжет, спецэффекты и операторскую работу.

«Притяжение» оживило интерес к научной фантастике, сейчас наблюдать за развитием жанра особенно интересно. В последние годы вышли сериалы «Хэдшот» (18+), «Кибердеревня» и «Подростки в космосе» (18+), а также фильмы «Мира» и экранизация Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Возможно, «Реплика» станет еще одним шагом — маленьким для человека, огромным для российской кинофантастики.

Источник фото: legion-media.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Не на жизнь, а на смерть: французская драма «Первая дуэль» и другие дуэли в кино

Несмотря на то, что дуэли появились до создания кино, в них ощущается нечто киношное. Молчаливое переглядывание противников, четко…
Читать еще

Время громкой музыки! Музыкальные сериалы, которые стоит посмотреть после «Музыки времени»  

Сериал «Музыка времени» — драмеди-проект от Дениса Майданова, рассказывающий историю о дружбе, творчестве и поиске себя. В роли…
Читать еще
Total
0
Share