Блог Что посмотреть Рецензии Стоит ли смотреть фильм «Детка»? Рецензия на новую драму о взрослении

Стоит ли смотреть фильм «Детка»? Рецензия на новую драму о взрослении

18+

Режиссерский дебют Ирины Бас вышел неоднозначным: кто-то называет картину слишком слащавой, кто-то — слишком жестокой. Анализируем подростковую драму о поиске себя, взрослении и личных границах вместе с редакцией Wink.

Сюжет

Фильм «Детка» (2022) представляет собой сложную и многослойную драму, которая исследует проблемы взросления, поиска идентичности и трудных семейных отношений. Главная героиня, Даша, — 18-летняя девушка, которая покидает провинциальный город Кировск, чтобы переехать в Санкт-Петербург.

Основная ее цель — найти свою мать, известную пианистку, которая бросила семью, когда Даша была маленькой. Этот сюжетный мотив можно сравнить с другими фильмами о поиске себя, где центральную роль играют отношения с родителями, как, например, «Леди Берд» (2017). Но в «Детке» поиск матери обретает глубоко личное значение, так как Даша не просто ищет встречи, а пытается понять, кто она сама в мире без материнской поддержки.

Создатели

Режиссером проекта выступила Ирина Бас — начинающий творец, которая уже успела зарекомендовать себя работой над эпизодами многосерийных проектов: сериал «Фемида видит» (2019) и сборник новелл «Шестнадцать +» (2021). Фильм «Детка» («Летом асфальт теплый» — изначальное название) стал дебютной полнометражной работой режиссера.

Сценаристом проекта стала Наргиз Багирзаде, для нее «Детка» — тоже первый серьезный проект. Ирина и Наргиз вместе работали над эпизодом «Неславянка» в проекте «Шестнадцать +».

А вот актеры, исполнившие главные роли, новичками вовсе не являются. Центральную фигуру повествования — юную Дашу — сыграла Маша Мацель («Тайны Карениной» (18+), «ЮЗЗЗ» (18+)), а ее маму — Виктория Исакова («Чистые» (18+)). Также в фильме участвуют актеры Алексей Розин (Челюскин сериал 2025 (18+), «Фрау» (18+)), Степан Белозеров («Лед 3» (6+)), Алексей Фаддеев («Маскерад» (16+)), и Дмитрий Миллер («Слуга государев» (16+)).

Образы и приемы

С первых кадров фильма зрителю демонстрируется резкий контраст между жизнью в провинции и бурной атмосферой большого города. Санкт-Петербург становится своеобразной метафорой испытаний, которые ждут главную героиню. В отличие от многих западных фильмов, где большой город часто ассоциируется с новыми возможностями, в «Детке» мегаполис представляет собой холодное, даже враждебное пространство. Это подчеркивается режиссерскими решениями — операторская работа акцентирует внимание на тени, узких пространствах и неоновых огнях, создавая атмосферу эмоциональной изоляции героини.

Одной из ключевых тем фильма становится вопрос сексуальной идентичности. Даша стремится выглядеть и ощущать себя взрослой, и это выражается в ее попытках освоить собственную женственность. Обратите внимание на сцены, где героиня ворует вещи у своей матери, в том числе нижнее белье и платья. Эти предметы становятся символами перехода к взрослой жизни, хотя сами по себе они не дают героине понимания того, что значит быть взрослой женщиной. В своих первых попытках использовать сексуальность как инструмент достижения целей — будь то получение денег или поиск эмоциональной близости — Даша сталкивается с границами своего тела и своих моральных принципов.

Интересно, что эти сцены исследуют не только внешнюю трансформацию героини, но и ее внутренние изменения. Она осознает, что сексуальная свобода требует понимания последствий и ответственности. Это важный урок, который часто остается за кадром в других фильмах о взрослении, где сексуальные эксперименты персонажей не всегда имеют столь ощутимые последствия. Здесь же каждое действие героини вызывает эмоциональные и социальные последствия, которые заставляют ее пересматривать свои представления о мире и себе. Фильм умело показывает, что взросление — это не только свобода, но и ответственность за свои решения, что становится лейтмотивом истории.

Если провести параллель с европейским кинематографом, можно вспомнить фильм «Дрянь» (Fleabag, 2016), где главная героиня также использует свою сексуальность как способ поиска близости, но часто оказывается в эмоциональных тупиках. Оба фильма подчеркивают, что сексуальные и социальные эксперименты героинь — это путь к самопознанию через ошибки. Однако «Детка» фокусируется на более сложной реальности, с которой сталкивается молодая девушка в российском контексте. Если в «Дряни» акцент сделан на эмоциональных трудностях и одиночестве, то «Детка» поднимает вопросы социальной и материальной нестабильности, с которыми сталкивается молодежь в России.

Стоит отметить визуальный стиль фильма, который добавляет дополнительное измерение к истории взросления. Операторская работа делает акцент на несовершенствах — синевы под глазами, юношеских прыщах, — что усиливает ощущение аутентичности и естественности происходящего. Это подчеркивает внутреннюю уязвимость героини и ее борьбу за собственную идентичность. В отличие от глянцевых образов многих современных фильмов, «Детка» демонстрирует героиню как живого человека со всеми ее недостатками, что делает ее ближе для зрителя.

На фоне всех этих трудностей важным моментом фильма является становление Даши как личности. Через ошибки и разочарования, через столкновения с суровой реальностью города она начинает осознавать свои истинные желания и проблемы. Однако осознание не всегда приводит к чудесному исцелению, и финал фильма может потрясти некоторых зрителей своей неожиданно жесткой развязкой, «приземляющей» и зрителя, и героиню.

Смотреть или нет

В рекомендациях к этому фильму сложно оставаться однозначным. Скорее всего, «Детку» будет полезно увидеть взрослеющим и бунтующим, однако вряд ли подростка в период острого конфликта привлечет авторское кино с эстетикой «грустной эйфории на просторах СНГ». Понравится ли этот фильм взрослому человеку, тоже сказать трудно: слишком специфичны затронутые в нем проблемы, и слишком большой упор сделан на эмоциональную составляющую, в то время как остальная концепция грозит рассыпаться под легким давлением здравого смысла.

«Детка» — это кино на любителя. На любителя социальных, семейных, подростковых драм, рассказов о трудной судьбе и душевных метаниях. Вероятно, поклонники этой ниши к просмотру «Детки» придут сами. 

Тем же, для кого эта область кинематографа оставалась «белым пятном», можно посоветовать этот фильм с несколькими целями: познакомиться с молодыми и перспективными работами российских творцов, понять, что у нас тоже могут снимать глубоко и красиво, и попробовать проникнуться атмосферой и эмоциями. 

Смотреть фильм «Детка»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Сериал «Гудбай» про Байдена и другие проекты Дмитрия Дюжева

Российские киноделы давно доказали, что умеют снимать комедии, особенно сатирические. «Особенности национальной охоты», «Горько!», «О чем говорят мужчины»,…
Читать еще

«Антология русского хоррора: Красный состав»: жуткие сказки для взрослых

Давно не новость, что мультипликация — искусство не только для детей. «Коралина в Стране Кошмаров» и «Кошмар перед…
Читать еще

Лучшие документальные фильмы: топ-10 на любой вкус

Документальные фильмы являются неотъемлемой частью кинематографа и позволяют зрителям погрузиться в удивительные истории из реальной жизни, которые порой…
Читать еще
Total
0
Share