Блог Что посмотреть Обзоры Зачем смотреть «Телохранитель» (1961)? Акира Куросава и его культовый японский вестерн

Зачем смотреть «Телохранитель» (1961)? Акира Куросава и его культовый японский вестерн

18+

«Телохранитель» Акиры Куросавы — это не просто один из лучших японских фильмов всех времен, это кинематографический бриллиант, сверкающий многогранностью великого мастера. Вышедший в 1961 году, он стал предтечей множества вестернов и боевиков. 

В чем же причина, по которой стоит потратить время на просмотр этого фильма сегодня? Киновед Андрей Апостолов, преподаватель кафедры киноведения ВГИКа и шеф-редактор киностудии «Ленфильм», попытается ответить на этот вопрос, разобрав ключевые элементы, которые делают «Телохранителя» не просто классикой, а настоящим шедевром, актуальным и в XXI веке.

Если в двух словах, фильм «Телохранитель» (18+) — это история о самурае-одиночке, который прибывает в захолустный городок, охваченный бандитской междоусобицей, и решает навести там порядок.

Фильм точно понравится ценителям японского кино и остросюжетных драм с харизматичными героями.

Автор

Снявшего «Телохранителя» Акиру Куросаву, пожалуй, все-таки нельзя назвать главным японским режиссером XX века. Все-таки в одно время с ним работали и Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути, Кон Итикава и другие выдающиеся режиссеры.

Куросава, конечно, входит в этот пантеон, но он даже не первый среди равных, а просто один из, так как конкуренция слишком высока: лучшим, главным, самым великим японским режиссером Куросаву при всем желании назначить не получится, потому что вокруг него слишком много авторов не меньшего масштаба.

Но в одном Куросава точно опережает всех своих конкурентов: именно он стал самым известным японским кинорежиссером за пределами Японии. Для зарубежного массового зрителя имя Куросавы — синоним классического японского кинематографа. Каким образом Куросава добился такого статуса? Во-первых, он просто успел первым. Именно с «Расемоном» (18+) Куросавы связаны первые международные успехи японского кино: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и премия «Оскар»; в то время как великие Одзу и Мидзогути добрались до европейского зрителя все же чуть позже.

Во-вторых, большинство фильмов Куросавы рассчитано на широкого зрителя. Интеллектуальная глубина в них сочетается с остросюжетностью и зрелищностью. Куросава снимал кино умное, но вместе с тем развлекательное.

Третья, и главная причина популярности фильмов Куросавы у западного зрителя заключается в том, что именно к западному зрителю они прежде всего и обращаются. Куросава вдохновлялся европейской литературой и американским кинематографом: он экранизировал Достоевского, Шекспира и Максима Горького. Его картины от этого теряли в аутентичности, но при этом они были доступными, близкими и понятными для не японского зрителя.

В самой Японии к Куросаве относятся с определенным скепсисом. Но для нас Акира Куросава безусловный бренд, а его кино — стопроцентная классика. В общем, посмотреть «Телохранителя» стоит хотя бы ради того, чтобы познакомиться с творчеством самого знаменитого и самого не японского японского режиссера.

Жанр

Сюжет «Телохранителя» разворачивается в середине 19 века, в конце эпохи Эдо, накануне революции Мэйдзи и окончания самурайской эры. Японский исторический костюмный жанр называется дзидайгэки. Кстати, именно из этого слова родилось слово джедай — на «Звездные войны» (6+) Джорджа Лукаса вдохновили дзидайгэки «Три негодяя в скрытой крепости» Куросавы.

Но «Телохранитель» — это не просто дзидайгэки. Как есть фильмы плаща и шпаги, так есть фильмы кимоно и катаны — японские боевики в исторических декорациях, они называются тямбара. И «Телохранитель» — это как раз тямбара. При этом традиционный японский жанр Куросава разбавляет зарубежными влияниями. Его тямбара вдохновлена вестернами, нуарами, гангстерскими фильмами, крутыми детективами.

Беззаконный городок, охваченный бандитской войной, Куросава переносит на японскую почву с Дикого Запада, а крутого главного героя, играющего по собственным правилам, Куросава заимствует из детективов Дэшила Хэммета и фильмов с Хамфри Богартом. Получается у Куросавы на выходе лучшая, вероятно, тямбара в истории японского кино. Поспорить за это звание с «Телохранителем» могут разве что его же «Семь самураев», блестящий образец специфического жанра. Чем не повод для просмотра?

Бродячий сюжет

В «Телохранителе» Куросава не просто вдохновляется Хэмметом, он еще и заимствует у американского автора сюжет: слишком похож телохранитель на «Кровавую жатву» Хэммета. Безымянного частного детектива Куросава поменял на безымянного безработного самурая, американскую глубинку начала 20-х — на японскую XIX века. Но суть осталась та же: незнакомец прибывает в город, поделенный двумя ОПГ, и руководствуясь благородными целями, стравливает между собой банды.

Украл сюжет и украл — что с того? Но дальше интереснее: фильм Куросавы становится культовым на Западе, номинируется на «Оскар» и сам становится источником вдохновения. Если «Телохранитель» — это вольная экранизация «Кровавой жатвы», то «За пригоршню долларов» Серджио Леоне — это в свою очередь ремейк «Телохранителя». А фильм Леоне следом превращается в классику спагетти-вестерна и сам уже становится объектом многочисленных подражаний, так что путешествие сюжета на этом не заканчивается.

Хэммит, Куросава, Леоне — следующие в этом ряду братья Итан и Джоэл Коэн, и Уолтер Хилл. Ровно та же история разворачивается к коэновском «Перекрестке Миллера» и «Герое-одиночке» Хилла, только там события перенесены во времена «сухого закона», как и было в первоисточнике, в книжке Хэммита. Но и на этом не все: следом за Уолтером Хиллом в ряд встает Райан Джонсон со своим школьным нуаром «Кирпич». В общем, Куросава запустил цепную реакцию, в результате которой сюжетная схема из одного детективного романа превратилась в поп-стандарт с бесконечными каверами.

Да, сюжет вам скорее всего покажется хорошо знакомым. Но разве это не повод посмотреть тот фильм, с которого все начиналось?

Тосиро Мифунэ

Самым известным японским актером на Западе Тосиро Мифунэ назвал Британский киноинститут. И добился этого статуса Мифунэ благодаря своим ролям в фильмах Куросавы — самого известного на Западе японского режиссера.

Мифунэ был актером-талисманом Куросавы. Их сотрудничество началось еще в 48-м с «Пьяного ангела», потом вышел знаменитый «Расемон», в котором Мифунэ сыграл главную роль, а дальше — больше. У Куросавы Мифунэ раскрылся как универсальный актер, способный сыграть хоть Парфена Рогожина, хоть Макбета, хоть горьковского Ваську Пепла. Свой широчайший актерский диапазон демонстрировал Мифунэ и у других режиссеров. В его фильмографии больше ста ролей: играл он и интеллектуалов, и офицеров, и бандитов, и кого только не. В «Телохранителе» Куросава позволяет ему быть разным. Мифунэ здесь и японский боров — сама невозмутимость — и благородный мститель, и раненое животное.

Многогранный перфоманс Тосиро Мифунэ, одного из лучших актеров мирового кино ХХ века — еще одна причина для просмотра.

Музыка

Музыку к «Телохранителю» написал многолетний соавтор Куросавы Масару Сато, создавший саундтрек ко многим частям «Годзиллы».

Кинематограф Куросавы вдохновлен западной культурной традицией. Куросава экранизировал европейские и американские сюжеты, обращался прежде всего к западному зрителю. Его композитор Масару Сато тоже ориентирован на запад. В музыке Сато традиционные японские фольклорные мотивы встречаются с европейскими популярными мелодиями и джазом. На выходе у него получается динамичный и драматичный, а порой и намеренно анахроничный саундтрек. Так, гейши эпохи Эдо устраивают у него настоящий джем-сейшн.

Можно, наверное, посетовать на неаутентичность музыки Масару Сато, и ту же претензию можно при желании предъявить и режиссуре Куросавы. Но в эффектности и эффективности музыки здесь не откажешь — «Телохранителя» без нее представить просто невозможно. Музыка Сато впечатляет и запоминается, поэтому она не главная, конечно, но важная причина посмотреть этот фильм.

Кому понравится «Телохранитель» (1961)?

«Телохранитель» — это жанрово многогранный фильм Акиры Куросавы с Тосиро Мифунэ в главной роли и великолепной музыкой, который стал прототипом многих культовых фильмов. Это не просто фильм, а погружение в мир чести, насилия и справедливости. Это история о том, как один человек может изменить ход событий даже в самой безнадежной ситуации. Отточенные диалоги, харизматичные персонажи и бескомпромиссная мораль делают «Телохранителя» не просто фильмом для просмотра, а кинематографическим опытом, который останется с вами надолго. 

Смотреть фильмы японских режиссеров,  а также другие азиатские фильмы приглашаем в онлайн-кинотеатр Wink!  

Источник изображений: legion-media.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Меган Фокс в роли опасного андроида: новый фильм «Меган: К вашим услугам» скоро выйдет в прокат

18+  Звезда «Трансформеров» и «Тела Дженнифер» сыграет главную роль в фантастическом триллере «Меган: К вашим услугам». Фильм (2024)…
Читать еще
Total
0
Share