Сериал «Полдень» и лучшие произведения Стругацких. Подборка
Обсуждаем новости о грядущей экранизации Стругацких и советуем к прочтению другие произведения, ставшие основой для фильмов и сериалов.
Среди экранизаций Стругацких одним из самых ожидаемых проектов является сериал «Полдень» по роману «Жук в муравейнике» — первая полномасштабная адаптация этого произведения.
Съемки стартовали в июле 2025 года под руководством режиссера Клима Козинского («Первый номер» (18+)), сценарий пишет Маруся Трубникова («The Телки» (18+)), в главных ролях — Юрий Колокольников («Легенды наших предков» (6+)) и Максим Матвеев («Троцкий» (18+)), а шоу производится для платформ KION и Okko при участии Института развития интернета.
Эта экранизация особенно важна, ведь «Жук в муравейнике» — не просто научная фантастика, а философская притча о свободе, ответственности и личности в идеальном обществе. И теперь, когда сериал «Полдень» на носу, пришло время на остальные произведения Стругацких через призму их возможных экранных историй.
Собрали для вас самые «киногеничные» произведения, по которым либо уже существуют экранизации, либо скоро появятся. В подборке — аудиокниги в приложении Wink Книги. Скачать приложение и слушать тысячи книг можно по ссылке.
«Трудно быть Богом»
Обложка аудиокниги «Трудно быть богом»
Можно ли выдержать пытку невмешательства в мир, к которому ты неравнодушен?
Эта строчка отражает главный моральный конфликт произведения: наблюдатель Антон (Румата), посланный на застрявшую в период альтернативного средневековья планету Арканар, должен вести наблюдение за культурными особенностями жителей, но при этом не вмешиваться в ход их жизни. Несмотря на мощный потенциал Земли, он вынужден жить по законам «отсталого», темного мира.
Румата по заданию Института экспериментальной истории живет среди жителей Арканара, где царят террор, гонения на ученых и жесткая цензура. Он приходит в отчаяние от несправедливости, пытаясь хотя бы минимально помочь и изменить ситуацию. Герой проходит через внутреннее превращение: от бесстрастного наблюдателя до человека, неспособного оставаться в стороне.
Культовая версия 2013 года от Алексея Германа (черно‑белая, мрачная, критиками отмечена за жестокость, эпатаж и противоречивое отношение к первоисточнику) вызывает споры до сих пор. Сегодня готовится сериал от Team Films и IVI: съемки начались в 2025 году, активный кастинг велся, главные роли уже распределены. Выход шоу ожидается на Wink ориентировочно в 2026 году. Но уже сейчас можно прочесть книгу «Трудно быть Богом», чтобы на момент выхода сериала быть в контексте.
«Пикник на обочине»
Обложка аудиокниги «Пикник на обочине»
Что, если инопланетяне действительно нас посетили, но не оставили нашей планете ничего, кроме мусора?
Такой невеселый, но точный образ рисуют книга «Пикник на обочине». Сталкер Рэдрик Шухарт ходит в Зону, чтобы добыть средства на пропитание, хотя когда-то исследовал артефакты, будучи ученым. Книга охватывает несколько эпизодов жизни Рэдрика от юности до зрелых лет, в течение которых герой внутренне трансформируется, подвергаясь изменениям как под влиянием Зоны, так и по причине общения с другими людьми. История превращается из приключенческой повести в глубокую драму личности.
Классический фильм Андрея Тарковского «Сталкер» (1979) не является прямой экранизацией этой книги, а был лишь вдохновлен ей, но стал культовым и подарил миру термин «сталкер» и целую субкультуру. Пока официальная крупная экранизация не объявлена, но слухи циркулируют регулярно — фанаты ждут. Зато книга в прекрасной профессиональной озвучке уже доступна для прослушивания на Wink Книги.
«Отель “У погибшего альпиниста”»
Обложка аудиокниги «Отель “У погибшего альпиниста”»
Инспектор Глебски приезжает в горный отель, чтобы расслабиться и отдохнуть, но попадает в классический камерный детектив. Но им все не заканчивается.
Полицейский инспектор Петер Глебски собирается провести свободные дни в отеле у подножья заснеженных гор. Однако в один из вечеров сходит лавина, отель оказывается изолирован от внешнего мира, а внутри происходит убийство. Среди постояльцев — загадочные личности, и с первого взгляда не ясно, кто из них убийца. Пока Глебски расследует дело, становится ясно: здесь замешаны не только люди, но и инопланетные технологии в обертке детективной фабулы.
Известная советская версия 1979 года от «Таллинфильм» (реж. Григорий Кроманов) стала культовой, снята на эстонском и затем дублирована на русский язык, обладая уникальным визуальным стилем. Сейчас идет подготовка новой, российской экранизации: съемки стартовали в апреле 2025 года под руководством Александра Домогарова‑младшего, с Евгением Цыгановым («Батя 2: Дед» (18+)), Светланой Ходченковой («Волшебник Изумрудного города» (6+)), Александром Балуевым («Отель» (16+)) и Сергеем Маковецким («Операция “Неман”» (18+)) в главных ролях.
«Улитка на склоне»
Обложка аудиокниги «Улитка на склоне»
Философская притча о медленном прогрессе и структурно непростая книга, которую многие советуют читать не один раз, чтобы проникнуться ее идеями.
Повесть, которую сами Стругацкие считали «самым совершенным и значительным» своим произведением, построена по схеме «роман в романе»: воспитывающие и лесные главы чередуются между героями Перцем (в Управлении) и Кандидом (в Лесу). Две сюжетные линии отражают эксперимент над обществом и сознанием, воспроизводя мысли о упорстве, загадочности и смысле прогресса.
Пока официальных фильмов или сериалов нет, но повесть уже адаптировалась на сцене: в 2019 году в Воронежском театре имени Кольцова ее поставили в жанре «русской народной галлюцинации», режиссер Никита Рак подчеркивал мистическую иллюзорность мира героев. «Улитка на склоне» произведение и правда трудно поддается экранизации, но у читателей есть отличная возможность ознакомиться с исходным текстом на Wink Книги.
«Полдень, XXII век»
Обложка аудиокниги «Полдень, XXII»
Каково жить в мире, который выглядит совершенным на первый взгляд, но пугает на второй?
Экипаж фотопланетолета «Таймыр» из 2017 года попадает в XXII век, выживают только штурман Кондратьев и врач Славин. Они попадают в 2119 год, в общество, где нет войн, бедности и голода: люди летают на птерокарах, питаются через Линии Доставки, используют роботов‑садовников и Коллектор Рассеянной Информации. Познакомившись с миром полудня, они наблюдают жизнь героев Аньюдинской школы — Комова, Горбовского, Гнедыха и др. Книга состоит из новелл, связанных единой утопической тканью.
К удивлению, официальных экранных проектов по «Полудню» нет до сих пор. Сериал «Полдень», который запланирован к выходу в 2026 году, обещает стать первым воплощением «Мира Полудня» на экране.
«Град обреченный»
Обложка аудиокниги «Град обреченный»
Люди из разных эпох, стран и социальных прослоек неизвестным образом попадают в искусственный город без названия, являющийся огромным экспериментом.
Борис Стругацкий писал, что это был один из самых трудных проектов — над «Градом» работали два с лишним года. Рассказ о том, как разные типажи (коммунист, эмигрант из Китая, нацист, дворник‑иммигрант и др.) ведут себя в искусственно созданной среде, где роли раз в три месяца меняются по принципу лотереи. Роман погружает героев и читателя в философские и этические дилеммы, исследуя устройство человеческой психики и смысла жизни.
Пока о планах на экранизацию книги «Град обреченный» не сообщалось, однако при условии успеха грядущих проектов это произведение видится одним из самых перспективных к адаптации.
«Понедельник начинается в субботу»
Обложка аудиокниги «Понедельник начинается в субботу»
Магия и бюрократия встречаются на страницах этой повести. Выходит увлекательно.
Альманах из трех частей, объединенных одним местом действия: НИИЧАВО — исследовательским институтом, в котором работники интеллектуального труда пытаются познать границы магии и творческого мышления.
В 1965 году был снят одноименный телеспектакль Ленинградского ТВ режиссера А. Белинского, но он остался практически неизвестным из‑за недовольства авторов и редких показов. Образ «Чародеев» (1982) использовал мотивы и персонажей повести, но не считается ее адаптацией — сценарий был серьезно изменен.
«Гадкие лебеди»
Обложка аудиокниги «Гадкие лебеди»
Фантастическая драма о поколениях и ответственности: будущее создается, но не для всех.
Главные герои — школьники и их инопланетные наставники, «мокрецы», которые пытаются гармонично объединить старое и новое. Между поколениями возникает конфликт: дух свободы сменяется регламентацией, идеалы вступают в противоречие с реальностью. Авторы задают вопросы о роли личности в построении общества и цене адаптации одного к другому.
В 2006 году вышел совместный российско-французский фильм режиссера Константина Лопушанского — близкий по тону, но заметно изменивший структуру и акценты оригинала. Критики указывали, что лента примечательна визуально, но ощутимо носит на себе пост‑тарковский отпечаток неспешного повествования.
«”Машина желаний” и другие киносценарии»
Обложка аудиокниги «”Машина желаний» и другие киносценарии»
Вариант «Сталкера», который почти не увидел свет.
«Машина желаний» — это альтернативный сценарий к «Пикнику на обочине», написанный Стругацкими в 1976–77 годах для Тарковского. Этот вариант отличается от экранизированной версии — более драматичен и глубок, герой не является альтруистическим носителем света, а реальным человеком с сомнениями.
Собственно фильм «Сталкер» (1979) вышел без этого варианта — Тарковский отказался от сценария Стругацких как от слишком «пестрого». Однако в октябре 2024 года стало известно, что Первый канал и «Марс Медиа» начали съемки фильма под рабочим названием «Машина желаний», планируя расширить его до медиафраншизы. Пока судьба проекта остается неизвестной.
«Туча. Пять ложек эликсира. Чародеи»
Обложка аудиокниги «Туча. 5 ложек эликсира. Чародеи»
Коллекция киносценариев Стругацких:
- «Туча» — интерпретированная версия «Гадких лебедей», отражающая схожие мотивы и символику.
- «Пять ложек эликсира» — фантастический сценарий о группе бессмертных и писателе Феликсе, которому предлагают занять место в их кругу.
- «Чародеи» — сценарий, основанный на «Понедельник начинается в субботу», переработанный Бромбергом в самостоятельную новогоднюю притчу, где используются персонажи и обстановка НИИЧАВО, но сюжет незвисим от оригинала.
По сценарию «Пять ложек эликсира» в 1990 году сняли телефильм «Искушение Б.», премьера которого прошла в апреле 1991 года и была воспринята скорее сдержанно. «Чародеи» (1982), режиссера К. Бромберга, стали любимым новогодним телеспектаклем нескольких поколений, несмотря на отсутствие прямой связи с оригинальной повестью. По «Туче» экранизаций не было — но и сам сценарий пока остался литературной редкостью, доступной только в сборниках и аудиоформатах.
Сериал «Полдень», чье производство уже началось и ожидается в 2026 году, может стать знаковой адаптацией — первой полноценной экранизацией классики Стругацких в духе серьезной кинофантастики, сохранившей философские глубины оригинала. Появляется шанс увидеть качественную визуализацию «Жука в муравейнике», где утопический фон служит сценой человеческих драм.
В этой подборке собрано то, что кое‑когда прожило свой экранный путь — или осталось на бумаге, но неоднократно обсуждалось поклонниками. По мере развития экранизаций — особенно «Полудня» — хочется верить, что и другие проекты получат новый взгляд, а сценарии, которые оставались за кадром, зайдут на экраны в современной интерпретации.
Источник изображений для статьи: legion-media.com