Выхода нет: «Кирпич» (2025) и другие фильмы про замкнутое пространство
Если вам нравятся триллеры, в которых герои внезапно оказываются в странной и непонятной ситуации, вероятно, вы уже слышали про «Кирпич». Фильм объединил романтический кризис, строительные материалы и мистику в одну четко выстроенную драму. Рассказываем про этот новый немецкий проект и советуем фильмы про ловушки, которые стоит посмотреть следом.
Фильм о тотальной изоляции
«Кирпич» (2025) снял Филип Кох — режиссер, который работал над мрачным мини-сериалом «Племена Европы» (2021). На этот раз он запер героев в замкнутом пространстве и заставил их не только бороться за выживание, но и налаживать контакт друг с другом. Местами «Кирпич» напоминает сеансы семейной терапии, местами — схожий по сюжету фильм «Куб» (1997) и даже видеоигры.
Главные герои — Тим и Оливия. Он разрабатывает компьютерные игры и периодически слишком сильно увлекается делами. Она работает архитектором и переживает из-за того, что муж чаще смотрит на монитор, чем на нее саму. Их отношения давно дали трещину: пара пережила выкидыш и почти перестала общаться. В какой-то момент Оливия решает уйти: покупает автофургон, бросает работу и собирает вещи. Но внезапно за дверью их квартиры вырастает идеально ровная черная стена из глянцевых кирпичей.
Все попытки сломать препятствие приводят к неудаче: стена отталкивает металл, не поддается никаким инструментам и полностью блокирует доступ к цивилизации. В доме нет ни электричества, ни воды, ни интернета. В фильме «Кирпич» сюжет запутывает зрителя: а что если стену построили инопланетяне? Или стоит подозревать правительство? Возможно, это не ловушка, а защита на случай катастрофы?
После первых приступов паники пара начинает искать выход. Пробив дыру в обычной стене дома, Оливия и Тим попадают в соседнюю квартиру и узнают, что другие люди тоже заперты в этом бетонном капкане.
Кадр из фильма «Кирпич»
В этот момент начинается квест в жанре «выход из комнаты»: герои пробираются из квартиры в квартиру, встречают новых персонажей и постепенно учатся договариваться друг с другом, чтобы найти хоть какое-то решение.
Но смотреть фильм «Кирпич» стоит не только ради головоломки. В первую очередь, это история о том, как люди меняются в изоляции. Филип Кох показывает, как стресс, страх и отсутствие удобств высвобождают из людей то, что в них давно копилось: тревоги, гнев, эгоизм, желание быть нужным. Так что, если вы думали, что фильм про стену будет скучным — поверьте, это не тот случай.
Фильм «Кирпич»: актеры
Главные роли в «Кирпиче» исполнили Маттиас Швайгхёфер и Руби О. Фи. В кино они уже встречались. Оба снимались в фильме «Армия воров»: он играл скромного взломщика сейфов, она — его компаньонку. В «Кирпиче» все серьезнее: их персонажи, Тим и Оливия, переживают личный кризис и внезапно оказываются отрезанными от мира.
Маттиас Швайгхёфер — один из самых известных немецких актеров с карьерой в театре и кино. В начале 2000-х он играл в спектаклях на сценах берлинских театров, а уже в 2007 году исполнил главную роль в фильме «Красный Барон». После этого в его фильмографии появлялись как авторские, так и крупные жанровые проекты.
Руби О. Фи родилась в Коста-Рике, жила в Бразилии, а потом переехала в Германию, где и начала сниматься. Ее путь начался с подростковых сериалов, но довольно быстро девушка перешла к более серьезным проектам.
Второстепенные персонажи в фильме добавляют в историю что-то свое. Соседняя квартира, в которую Тим и Оливия пробивают путь, — логово влюбленных и слегка неадекватных Марвина (Фредерик Лау) и Энн (Солбер Ли Уильямс). Есть и пожилой Освальт с внучкой (Аксель Вернер и Сира-Анна Фал), которые будто сбежали из другого, более спокойного фильма, и полицейский Юрий в исполнении Муратхана Муслу — мрачный и харизматичный тип.
Интерес режиссеров к тому, как человек ведет себя в ограниченном пространстве, появился задолго до моды на психологические триллеры. Альфред Хичкок в «Спасательной шлюпке» уже в 1944 году показывал, как на фоне угрозы рушатся социальные маски. Луис Бунюэль в «Ангеле-хранителе» предлагал схожий сюжет: гости не могут выйти из гостиной и постепенно перестают быть «цивилизованными». Ловушка давно стала одним из самых интересных сюжетных трюков — будь то запертая квартира, изолированный дом или вымышленное замкнутое пространство. Мы собрали пять фильмов, где герои оказываются заперты — физически и эмоционально.
«Комната страха» (2002)
Кадр из фильма «Комната страха». Источник: legion-media.com
Жанр | Триллер, драма |
В ролях | Джоди Фостер, Кристен Стюарт |
Рейтинг Кинопоиска | 7.3 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
«Комната страха» — фильм с классическим саспенсом от Дэвида Финчера, в котором одна комната становится одновременно убежищем и капканом.
Мэг (Джоди Фостер) и ее дочь Сара переезжают в роскошный дом с охранной системой, камерами и даже специальным бункером на случай вторжения. Грабители приходят в первую же ночь. Их цель — деньги, которые, как выясняется, спрятаны именно там, куда героини сбежали от опасности. Дальше следует напряженная игра в кошки-мышки с видеонаблюдением, опасными приемами и отключенной связью. Если «Кирпич» уводит, скорее, в сторону внутренней драмы, то в «Комнате страха» угроза внешняя и вполне реальная.
«Погребенный заживо» (2010)
Кадр из фильма «Погребенный заживо». Источник: legion-media.com
Жанр | Триллер, драма |
В ролях | Райан Рейнольдс |
Рейтинг Кинопоиска | 7.6 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Если вам стало не по себе от одного вида бетонной стены в «Кирпиче», то «Погребенный заживо» пойдет еще дальше. Почти весь фильм — а это 90 минут — вы проведете в компании одного человека в деревянном ящике.
Главный герой Пол (в исполнении Райана Рейнольдса), американец, работающий по контракту в Ираке, просыпается и понимает: он в гробу. Как он сюда попал, где именно находится и кто это устроил — загадка. При себе у него есть только зажигалка и телефон. Шансов выбраться крайне мало.
«Погребенный заживо» — фильм-эксперимент: один актер, одно пространство, одна камера. При этом напряжение нарастает с каждой минутой. Обе истории поднимают вопрос: что происходит с человеком, когда исчезает привычная жизнь, а вместо нее возникают ловушки — реальные или символические.
«Метро» (2012)
Кадр из фильма «Метро»
Жанр | Драма, триллер |
В ролях | Сергей Пускепалис, Светлана Ходченкова |
Рейтинг Кинопоиска | 7.2 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
«Метро» — фильм, который расширяет масштабы ловушки до целого города. Здесь на грани выживания оказываются не пара человек, а тысячи. Все начинается с казалось бы обычного утра в московском метро. Пассажиры едут по своим делам, но внезапно в тоннеле появляется трещина, и вода из Москва-реки прорывается внутрь.
В отличие от предыдущих камерных фильмов, здесь речь идет о катастрофе в одном из самых сложных пространств большого города. Смотреть фильм «Метро» страшно, так как он нагнетает тревогу, используя не абстрактные фобии, а очень узнаваемые реалии. Пока над землей жизнь идет своим чередом, под ней разворачивается настоящий фильм-катастрофа — каждый выживает как может.
«Метро» по сравнению с «Кирпичом» выглядит зрелищнее и масштабнее, но суть та же: когда привычный мир ломается, приходится не только бороться за жизнь, но и пересматривать все, что вы знали о себе и других.
«Скрюченный домишко» (2017)
Кадр из фильма «Скрюченный домишко». Источник: legion-media.com
Жанр | Детектив, триллер |
В ролях | Гленн Клоуз, Джиллиан Андерсон |
Рейтинг Кинопоиска | 6.8 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Детективы в замкнутом пространстве — отдельный популярный киножанр. Пример — «Скрюченный домишко». Фильм рассказываем о том, что случается, когда в роскошном особняке собираются члены одной семьи, каждый со своими секретами, обидами и жаждой наследства. Это классический детектив в духе Агаты Кристи: старого богача находят мертвым, все родственники оказываются под подозрением.
Жанр совсем другой: больше тайн, больше персонажей, никакого сай-фая. Но и в этом случае замкнутое пространство работает как рентген — изящный особняк становится ловушкой, где герои раскрываются не с лучшей стороны. Кто-то лжет, кто-то скрывает мотивы, кто-то прячется за маской. И все это под присмотром частного детектива, которого, кстати, с главной героиней связывает непростое прошлое.
«Скрюченный домишко» — это одновременно элегантный нуар, театральная постановка и семейная драма. Если в «Кирпиче» герои оттачивают навыки выживания, то здесь — искусство лицемерия.
«Куб: Игра на выживание» (2022)
Кадр из фильма «Куб: Игра на выживание»
Жанр | Фантастика, триллер |
В ролях | Джонатан Розенталь |
Рейтинг Кинопоиска | 5.4 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Куб: Игра на выживание» начинается как армейская драма — раненый американский солдат Майлз Уиллис лежит в пыльной иракской пустыне и зовет на помощь. Потом — вспышка света. Он приходит в сознание не в госпитале, а в странном кубе. Ни окон, ни дверей, только таинственные символы на стенах и постоянно меняющиеся условия — то жара, то невесомость, то ледяной холод.
Поначалу Майлз один, но вскоре выходит на связь с женщиной, которая тоже оказалась в ловушке. Вместе они пытаются разгадать смысл происходящего, понять, кто их похитил и зачем. Как и в «Кирпиче», пространство здесь становится главным противником — оно то притворяется нейтральным, то внезапно угрожает жизни. Но если в немецком фильме стены давят психологически, то в «Кубе» — буквально.
Замкнутое пространство — это способ проверить героев на прочность и узнать их тайны. Если триллера «Кирпич» вам покажется мало, выбирайте фильмы из подборки и продолжайте исследовать, как кино превращает тесноту в драму.
Источник фото для превью: legion-media.com