Блог Статьи Детали и факты Вдохновляемся сериалом «Фишер. Затмение»: 5 приемов для необычных кадров

Вдохновляемся сериалом «Фишер. Затмение»: 5 приемов для необычных кадров

18+

Пока Евгений Боков и Надежда Райкина вели расследование, а зрители пытались вычислить, кто маньяк в сериале «Фишер. Затмение», редакция Wink подмечала интересные ракурсы, работу со светом и композицией. Разбираем приемы, которые вы можете перенести из кино в обычную жизнь.

Сериал «Фишер»: о чем 2 сезон

Во втором сезоне события происходят после того, как поймали серийного убийцу по прозвищу Фишер. Иван Янковский вернулся к роли Евгения Бокова: ростовчанин переехал в Москву и работает следователем генпрокуратуры под начальством Валерия Козырева (Александр Яценко). 

Получив письмо от незнакомки из южного города, Боков летит в южный город Курортный, чтобы спасти двух маленьких девочек — дочек семьи Ершовых. Из местных дело о похищении ведут Надежда Райкина (Ирина Старшенбаум), исполняющая обязанности начальника милиции, и молодой следователь Злобин.

Мы хотим, чтобы с приемами съемки могли ознакомиться даже те, кто еще не смотрел сериал, поэтому о деталях расследования и концовке «Фишера 2» говорить здесь не будем. Всем, кто хочет погрузиться в сюжетные и смысловые перипетии детектива, рекомендуем заглянуть в блог Wink — здесь вы найдете рецензии по каждой серии.

Киноязык «Фишера 2»: что изменилось по сравнению с первым сезоном

В продолжении сериала полностью обновилась творческая команда: режиссером стал Александр Цой, а оператором — известный Максим Осадчий, снимавший «Сталинград» (12+) и «Дуэлянта» (18+). Южный город снимали вне сезона, чтобы передать мрачность событий. Курортный показан как собирательный образ южной провинции 1990‑х со старыми вывесками, темными улицами и прибрежными барами с проститутками и бандитами. Такой антураж диктует и визуальный язык: камерный свет, необычные ракурсы, фрейминг и много контрастов и воздуха в кадре.

Игра с ракурсами: снизу, сверху и на уровне с земли

Большинство из нас снимает на уровне глаз — так удобнее и привычнее. Именно так следует снимать большинство сцен, особенно диалоги, чтобы передать правильные пропорции и дать возможность зрителю наблюдать за героями так, будто он находится рядом с ними. Во втором сезоне «Фишера» часто нарушают это правило, опуская или поднимая камеру. Но не думайте, что это делается просто «для красоты»: каждый кадр решает определенную задачу, и изменение ракурса всегда оправдано.

Низкий угол (low angle) делает персонажа крупнее и мощнее: в первой серии таким образом показан герой Ивана Янковского, а во второй — мэр города Валентина Ивановна (Александра Ребенок). Камера располагается ниже уровня глаз, смотрит вверх, и человек будто возвышается над зрителем. Такое решение часто можно увидеть у Квентина Тарантино — вспоминаем классический «вид из багажника».

С помощью такого ракурса можно не только показать влиятельность персонажа, но еще подчеркнуть значимость момента. В качестве примера предлагаем кадры из «Фишера» ниже. На фото слева изображены второстепенные герои — эксперт Варя и криминалист Володя, которые на экране впервые разговаривают наедине, так еще и обсуждают свою начальницу! И с помощью низкого угла оператор привлекает наше внимание к обыденной сцене, чтобы мы присмотрелись, прислушались, что и о ком они говорят.

На фото справа главные герои — Евгений Боков и Ваня Злобин, которые только что перешли в своем общении на новый, более неформальный, уровень. И важность этой сцены для дальнейшего развития сюжета считывается в том числе благодаря ракурсу.

Высокий угол (high angle), наоборот, слово прижимает героя к земле. В эпизоде, где Надежда Райкина передает команды поисковикам по рации, камера смотрит сверху: мы видим не только героиню, но и широкое пространство вокруг, чувствуем ответственность, лежащую на ее плечах. И в то же время можем осознавать ее хрупкость и уязвимость в текущей ситуации.

Overhead shot верхний ракурс, который похож на вид с птичьего полета, но может быть снят с меньшей высоты. В качестве одного из примеров предлагаем кадр со сцены на вокзале, чтобы показать, что все куда-то бегут по своим делам, пока отчаявшаяся мать ищет того, кто спасет ее детей.

Посмотрите на интересное операторское решение, которое делает героев словно фигурами на шахматной доске. На кадре снизу мы видим симметрию кабинок, изгибы старых труб и слегка искаженную перспективу, будто в объектив «фишай». Сцена выглядит отстраненной, а обнаженность героев усиливает ощущение их уязвимости. Этот ракурс подходит, чтобы показать бытовую сторону жизни персонажей или подчеркнуть, что за ними наблюдают сверху.

Еще один вариант — это съемка на уровне земли, способная создать эффект присутствия. Посмотрите на кадр внизу слева: камера расположена почти на уровне земли, фокус фиксируется на лице жертвы, а задний план размыт. Низкий ракурс и крупный план делают зрителя свидетелем трагедии.

Кроме того, такой ракурс помогает показать величественность пейзажа, архитектуры и декорации — как в случае с кадром на фоне гор в Абхазии.

Фрейминг и естественные «рамки»

Если вы хотите выделить главный объект в кадре, ищите в окружении направляющие линии, которые помогут привлечь к нему внимание. В кино художники-постановщики и операторы используют дверные проемы, зеркала, окна, арки, даже ветви деревьев. Во втором сезоне «Фишера» таких примеров очень много: они усиливают чувство ограниченности времени и ресурсов, безысходности. Герои в этих рамках словно в западне или в ловушке: а ведь они и в самом деле не понимают, как теперь жить.

В портретной съемке в качестве рамки могут выступать руки, предметы переднего плана или линии интерьера. Достаточно двух вертикальных линий по краям кадра, чтобы глаз автоматически фокусировался на главном. Такой прием не только добавляет объема, но и помогает «убрать лишнее» — фон остается, но не перетягивает внимание на себя.

В «Фишере» есть еще вариант использования фрейминга с целью показать мысли, реакцию и поступки героя. На фото ниже представлены два кадра, которые следовали друг за другом: сперва через приоткрытую дверь мы видим Дину, а затем то, что увидела она — портрет рыжеволосой дамы. Если бы на втором кадре не было фрейминга, мы бы не поняли, куда смотрит жена Злобина. 

Использование отражений

Отражающие поверхности — еще один способ сделать картинку объемной и многослойной. Подойдут зеркала, витрины, мокрый асфальт и даже блестящие элементы интерьера. В «Фишере 2» этот прием используется не так часто, но мы нашли для вас примеры, которые вы сможете повторить в обычной жизни. 

Обратите внимание, что не обязательно снимать так, чтобы у вас «двоился» человек, в отражении могут быть любые предметы. Тут важна именно игра с пространством: с помощью зеркал мы как бы обманываем зрителя, потому что он видит то, чего в реальности на этом месте нет.

Свет и тени: минимум освещения и драматичные контрасты

Визуальная палитра второго сезона — это темные тона и приглушенный свет. Максим Осадчий использует контровой свет, при котором источник света находится за героем, и тот получается в полутени. В ряде сцен лица персонажей даже не освещены: мы видим лишь силуэты, тени ползут по стенам, а фон остается темным. 

В первой серии есть интересный контраст: лицо серийного убийцы Сергея Головкина погружено в тень, а его мать освещена мягким светом из окна. Такая разница явно намекает на разделение добра и зла, сочувствия и осуждения.

Еще один любимый прием операторов — «треугольник Рембрандта»: небольшое светлое пятнышко под глазом на затененной стороне лица. Этот эффект создает ощущение объема и был назван в честь художника, активно использовавшего такой свет в портретах. Повторить подобное можно, если поставить один источник света на уровне головы чуть сбоку и попросить модель повернуться так, чтобы на ее щеке образовался треугольник света.

Оптика: размер имеет значение

Оптика во многом определяет, как зритель считывает пространство. Но дело не в размере самого объектива, а величине фокусного расстояния. В сериале «Фишер. Затмение» мы заметили, как минимум, четыре объектива: от классических «портретников» до широкоугольных и даже сверхширокоугольных. 

Финал первой серии снят на «фишай» — объектив, который сильно искажает перспективу и дает круговой обзор. Вид сверху показывает огромный каменистый берег и темную тень конструкций, под которой едва различим человек. Контраст света и тени добавляет напряжения, а фигура становится крошечной на фоне стихии, подчеркивая одиночество и опасность.

Портретные объективы делают фон размытым и выдвигают героя на передний план. Выбирая фокусное расстояние, спросите себя: сколько информации я хочу дать? Если нужно показать несколько объектов и их связь — берите широкий угол. Если хотите сделать акцент на эмоциях — используйте длинный фокус.

Несколько советов для практики

  • Ищите неожиданную высоту. Положите телефон на землю и снимайте низко расположенный предмет или поднимитесь на скамейку — ракурс изменит восприятие.
  • Обрамляйте героя. Используйте проемы дверей, ветки, зеркала или даже соседа по автобусу, чтобы зритель сразу понял, кто главный.
  • Играйте с отражениями. Съемка через витрину кафе добавит слоев — вы покажете и героев, и город вокруг.
  • Не бойтесь темноты. Минимум света создает атмосферу загадки. Используйте один источник сбоку, чтобы подчеркнуть объем и эмоции.
  • Экспериментируйте с объективами. Если у вас есть несколько объективов или режимов на телефоне (например, широкоугольный), попробуйте снять ту же сцену в разных вариантах и сравнить результат.

 Для вдохновения: смотрите сериал «Фишер» на Wink

«Фишер 2» — это не только мрачный детектив о поиске маньяка, но и настоящее пособие по визуальному сторителлингу. Режиссер Александр Цой и оператор Максим Осадчий перенесли героев в вымышленный город со старомодными декорациями и использовали по‑максимуму игру света, ракурсов и оптики, чтобы усилить напряжение и погрузить зрителя в историю. 

Делитесь с нами в комментариях, какие приемы из перечисленных вы уже используете в своих домашних фото и видео, а о каких узнали впервые и теперь точно попробуете!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи