Блог Статьи Интересно знать Фильмы оттепели: как изменилось кино СССР после войны

Фильмы оттепели: как изменилось кино СССР после войны

Период оттепели наступил в советской культуре после смерти Иосифа Сталина. В литературе, живописи, фотографии и кино у авторов появилась невероятная свобода самовыражения: они начали говорить на те темы, которые раньше считались запретными или неинтересными. То, что создавалась в тот период, повлияло и продолжает влиять на культурную жизнь страны.

В этом материале разбираемся в феномене оттепели конкретно в кино, выделяем его основные особенности и собираем список фильмов, которые можно посмотреть, чтобы лучше прочувствовать это время.

Что такое оттепельное кино?

Оттепельное кино — это период в истории отечественного кино, когда интерес к повседневности, а также внутренние переживания и мысли человека выходили на первый план. Советские режиссеры стали активно изучать человеческую душу со всеми ее искушениями, пороками, силой и всепрощением вместо съемок бесконечных фильмов, прославляющих коммунизм и власть. По времени принято считать, что оттепельное кино пришлось на период с середины 1950-х до середины 1960-х.

Оттепель в СССР — это культурное явление, которое появилось в ответ на изменения в мире, стране и обществе. Великая Отечественная война закончилась, Иосиф Сталин умер, его место занял Никита Хрущев, который реабилитировал советских политзаключенных. Советский Союз как будто начал тянуться к остальному миру и налаживать международные связи в разных сферах. Хоть нанесенные войной раны советского народа еще не зажили, но люди хотели верить, что теперь впереди их ждет новые надежды и светлое будущее. Именно на этом общественном настроении и зародилось кино оттепели, вобравшее в себя желание идти вперед, любить, цвести, созидать и мечтать.

Советская киноиндустрия быстро отреагировала на перемены в народе, и авторы фильмов из самых разных жанров начали задавать новые тренды и стили в отрасли. Главными героями в их картинах становились молодые люди, которые смотрели на мир через призму романтики, честности и свободы. Они были искренние, даже наивные, поэтому если и мечтали, то масштабно, если любили, то от всего сердца. Порой эмоции персонажей брали верх над сюжетом, превращая фильм скорее в чувственное высказывание режиссера, тем в логичную историю.

Одними из главных режиссеров оттепели считаются Марлен Хуциев («Мне двадцать лет» 1964 года, «Июльский дождь» 1966 года), Михаил Калатозов («Летят журавли» 1957 года), Георгий Данелия («Я шагаю по Москве» 1964 года), Сергей Параджанов («Тени забытых предков» 1964 года), Юрий Чулюкин («Девчата» 1962 года) и Юлий Райзман («Коммунист» 1957 года). Оттепель пришлась на начало работы Андрея Тарковского (“Сегодня увольнения не будет” (0+), “Ностальгия” (16+)), который успел снять за этот небольшой промежуток времени «Иваново детство» и «Андрея Рублева».

Этот период стал расцветом кинокарьер таких артистов, как Вячеслав Тихонов («На семи ветрах» (12+), «Белый Бим Черное ухо» (6+)), Алексей Баталов («Игрок» (12+), «Три толстяка» (0+)), Иннокентий Смоктуновский («Золото» (18+), «Последняя дорога» (12+)), Олег Ефремов («Первая встреча, последняя встреча» (18+), «Чужая жена и муж под кроватью» (18+)), Анатолий Солоницын («Раскиданное гнездо» (18+), «Воздухоплаватель» (18+)), Татьяна Самойлова («24 часа» (18+), «Леон Гаррос ищет друга» (12+)), Ия Саввина и Надежда Румянцева («Чудная долина» (18+), «Женатый холостяк» (12+)). Фильмы с их участием вы можете посмотреть на Wink.

О чем снимали режиссеры оттепели?

При Сталине человек был неотделим от общества, но во времена оттепели в СССР каждый гражданин стал отдельным объектом для изучения в кино. Герои стали говорить о своих тревогах, выглядеть живыми и объемными: теперь это была не масса безликих советских людей, в кино появились индивидуальности. В ход шла мимика, интонации голоса, взгляды, личные истории — все это нашло выражение даже в названии фильмов. Все чаще в них появлялось местоимение «я»: «Я шагаю по Москве», «Я родом из детства», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я все помню, Ричард».

Часто в центр сюжета выводились проблемы повседневной жизни: бытовые моменты, влюбленности, радости и горести, мимолетные события, которые были важны конкретному человеку, а не государству. На экране появились актеры-интеллектуалы: независимо от роли они одним своим видом транслировали зрителю благородство и интеллигентность. Женские персонажи стали более чувственными и естественными в отличие от кинодив сталинской эпохи. А всевидящее око морализаторского общества больше не могло заглядывать в дома людей, оставляя киногероям пространство для сокровенного и личного.

Период оттепели позволил кинематографистам говорить на темы, которые раньше были под запретом из-за жесткой цензуры. Стали появляться фильмы, которые показывали разоренную и нищую советскую деревню, размышляли о сталинских репрессиях или иллюстрировали ужасы войны, где победа стала возможной не из-за решений вождя, а из-за силы воли и нестерпимого желания жить у советского народа. Герои стали рассуждать о цене военных конфликтов, о смысле жизни после таких масштабных катастроф — подобная рефлексия была запрещена раньше. Война стала демонстрироваться как драма обычных людей, пропал акцент на фронтовой жизни.

Режиссеры оттепели стремились показать не только настоящую реальность, но и субъективное отношение к происходящему отдельного человека. Их идеи и кинематографические традиции чтут и стараются продолжать и современные киноделы.

Чтобы лучше понять кино в период оттепели, его нужно посмотреть. И на Wink есть много фильмов, снятых в этот период.

«Наши соседи» (1957)

ЖанрКомедия
РежиссерСергей Сплошнов
В роляхЛев Фричинский, Наталья Корнеева, Глеб Глебов, Ольга Викланд, Михаил Петров
Рейтинг Кинопоиска6.5
Возрастной рейтинг12+

«Наши соседи», фильм 1957 года — это советская черно-белая бытовая комедия, рассказывающая о приключениях обаятельного и общительного слесаря.

Молодой человек заселяется в одну из комнат в коммуналке, и ему сразу удается расположить к себе всех жителей квартиры. Особенную симпатию он вызывает у юной девушки, проживающей по соседству, и в итоге у них завязывается роман. Против их отношений выступает мать девушки, поскольку она хочет лучшей жизни для своего ребенка, а не брака с обычным слесарем.

«Любовью надо дорожить» (1959)

ЖанрМелодрама
РежиссерСергей Сплошнов
В роляхНина Иванова, Эдуард Бредун, Зоя Асмолова, Инга Будкевич
Рейтинг Кинопоиска6.3
Возрастной рейтинг18+

«Любовью надо дорожить», фильм 1959 года — это еще один образец оттепельного советского кино, где внимание акцентируется на личных переживаниях и маленьких трагедиях отдельно взятых людей.

В центре сюжета четыре подруги, которые работают ткачихами на фабрике. Однажды одну из них обвиняют в нечестном поступке. Несмотря на ее слова о невиновности, ее бросает возлюбленный. Униженная девушка увольняется с фабрики и уезжает работать далеко на стройку. Но ее подруги верят девушке и не сдаются, стараясь всеми силами очистить ее имя и найти настоящего виновного.

«Письма к живым» (1964)

ЖанрДрама
РежиссерВалентин Виноградов
В роляхСветлана Макарова, Астрида Кайриша, Валентин Никулин, Павел Махотин
Возрастной рейтинг18+

«Письма к живым», фильм 1964 года — это советское кино эпохи оттепели, рассказывающее об ужасах войны через судьбу одной женщины. Главная героиня списана с коммунистки-подпольщицы по имени Вера Хоружая, которая использовала псевдоним Вероника Корчевская.

Вторая мировая война завершилась, но истории людей, погибших на ней бесконечны. В одной из камер фашистов находят письма партизанки Вероники Корчевской, в которых она описала последние несколько лет своей жизни.

«Любимая» (1965)

ЖанрМелодрама
РежиссерРичард Викторов
В роляхАлександра Назарова, Виталий Соломин, Игорь Добролюбов, Светлана Дружинина
Рейтинг Кинопоиска7.0
Возрастной рейтинг16+

Советская кинолента «Любимая» (фильм 1965 года) рассказывает историю девушки по имени Ира, которая мечтала поступить в институт после школы. Однажды она случайно знакомится с молодым и обаятельным строителем Володей, и эта встреча меняет ее жизненный путь. Ира устраивается работать на стройку, но она слишком честно и добросовестно относится к работе, что приводит к конфликтам с бригадиром. Все это негативно сказывается на ее отношениях с Володей.

«Альпийская баллада» (1965)

ЖанрДрамы, мелодрамы
РежиссерБорис Степанов
В роляхЛюбовь Румянцева, Станислав Любшин, Алексей Котрелев, Владимир Белокуров
Рейтинг Кинопоиска7.2
Возрастной рейтинг16+

«Альпийская баллада», фильм 1965 года — это военная драма, рассказывающая о внезапной встречи советского солдата и итальянской девушки в Альпах. Кинолента является экранизацией одноименной повести Василя Быкова.

Вторая мировая война еще не завершилась, немцы держат своих пленных на разрушенном заводе в Альпах. Внезапно на его территории происходит разрыв снаряда, что позволяет пленникам сбежать. Среди тех, кому удалось выбраться из-под стражи — советский солдат Иван и итальянка Джулия. Теперь им предстоит найти общий язык и вместе преодолеть разные трудности на пути к спасению.

Фильмы оттепели позволят вам заглянуть в душу советского человека в определенный период времени. Если вам интересно исследовать прошлое нашей страны через кинематограф, то еще больше советского кино вы можете посмотреть в нашей подборке на Wink с другими фильмами, снятыми в СССР.

Источник фото: legion-media.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

Возвращение легенды: «Лило и Стич» — фильм по мотивам любимого мультика и похожие проекты

Всем приготовиться: маленький синий хулиган снова выбрался на свободу! Этой весной на экраны выходит новый фильм «Лило и…
Читать еще

Топ-8 азиатских сериалов для любителей пощекотать нервишки: лучшие дорамы-детективы на Wink

Современные дорамы — это не только истории о любви, нежности и романтике. Они также предлагают захватывающие криминальные и…
Читать еще
Total
0
Share