
Александр Сокуров: фильмы, снятые «рукой гения»
14 июня Александр Сокуров празднует день рождения: режиссеру исполнится 74 года. Сегодня делимся подборкой самых значимых работ автора.
Работы Сокурова невозможно спутать: они медитативны, философски насыщенны и визуально изысканны. Александр Сокуров — мастер, который работает на грани кинематографа, литературы, философии и живописи, создавая произведения, в которых привычные биографии и исторические события превращаются в размышления о природе человеческой души и ее устройства.
Ко дню рождения режиссера мы собрали подборку из пяти фильмов, каждый из которых оказал большое влияние на зрительское восприятие и стал предметом активного обсуждения своего времени.
«Одинокий голос человека» (1978)

Кадр из фильма «Одинокий голос человека»
Жанр | Драма |
В ролях | Андрей Градов, Татьяна Горячева, Владимир Дегтярев |
Рейтинг Кинопоиска | 6.9 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
«Одинокий голос человека» (1978) — дебютная картина Александра Сокурова, ставшая символом борьбы искусства с цензурой.
Этот фильм был дипломной работой Сокурова, однако из-за «формализма и антисоветских настроений» не был зачтен в качестве выпускной работы. Более того — пленку было приказано смыть и уничтожить, однако молодой режиссер попросту выкрал фильм, который вышел на экраны только десятью годами позднее, обретя большую поддержку со стороны Андрея Тарковского: именно про этот фильм он сказал, комментируя стиль Сокурова — «снято рукой гения».
Главный герой, красноармеец Никита Фирсов, возвращается в родной город после Гражданской войны, пытаясь начать новую жизнь. Он встречает студентку Любу, и между ними возникает тихое, но глубокое чувство. На фоне мрачной провинциальной действительности и личных травм герои стремятся к любви и пониманию, сталкиваясь с внутренними и внешними препятствиями. Актеры, сыгравшие героев, были буквально людьми с улицы: не все из них были знакомы с театральной деятельностью на момент съемок.
Критики отмечают уникальный стиль Сокурова, проявившийся уже в его дебюте. Фильм сочетает реализм с поэтической образностью, используя документальные кадры и закадровую музыку для создания атмосферы меланхолии и размышлений о человеческой душе. «Одинокий голос человека» получил признание на международных фестивалях, включая приз «Бронзовый леопард» в Локарно, и стал важной вехой в истории российского кино. Сейчас этот (когда-то запрещенный) фильм можно увидеть воочию — смотреть «Одинокий голос человека» можно на Wink.
«Скорбное бесчувствие» (1986)
Кадр из фильма «Скорбное бесчувствие»
Жанр | Военный, драма, история |
В ролях | Рамаз Чхиквадзе, Алла Осипенко, Ирина Соколова |
Рейтинг Кинопоиска | 6.4 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
«Скорбное бесчувствие» (1986) — вторая полнометражная работа Александра Сокурова, представляющая собой философскую фантазию по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Фильм переносит зрителя в дом старого капитана Шотовера, где собираются различные персонажи: его дочери Гесиона и Ариадна, их гости и родственники. На фоне грохота войны за стенами дома, внутри разворачиваются драмы, наполненные флиртом, любовными интригами и скрытой ненавистью. Обитатели дома пытаются отгородиться от внешнего мира, но внутренние страсти и конфликты приводят к нарастающему напряжению, грозящему взрывом.
Критики отмечают, что «Скорбное бесчувствие» представляет собой стилевой эксперимент, в котором Сокуров и сценарист Юрий Арабов («Господин оформитель» (18+)) стремятся отмежеваться от «официального» советского искусства, создавая атмосферу отчуждения и внутренней пустоты. Операторская работа Сергея Юриздицкого («Замок» (16+)) была отмечена номинацией на премию «Ника» за лучшую операторскую работу. Фильм «Скорбное бесчувствие» по праву может считаться одной из самых необычных кинематографических работ советского периода.
«Дни затмения» (1988)
Кадр из фильма «Дни затмения»
Жанр | Фантастика, драма |
В ролях | Алексей Ананишнов, Эскендер Умаров, Ирина Соколова |
Рейтинг Кинопоиска | 7.0 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Философская драма Александра Сокурова, свободно интерпретирующая повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Фильм переносит зрителя в гнетущую атмосферу туркменского городка, где реальность и метафизика переплетаются, создавая ощущение надвигающегося апокалипсиса.
Главный герой, молодой врач Дмитрий Малянов, работает в захолустном туркменском городе, сталкиваясь с чуждой ему культурой и бытом. Пытаясь вести научную работу о влиянии религии на здоровье, он сталкивается с необъяснимыми препятствиями и странными событиями. Вокруг него — пыльные улицы, убогие дома, лица без выражений. Повествование ведется в полудокументальной манере, смешивая черно-белые и цветные кадры, создавая ощущение реальности, граничащей с мрачной фантастикой.
Фильм «Дни затмения» рекомендуется к просмотру всем любителям философской фантастики, граничащей с соцреализмом.
«Молох» (1999)
Кадр из фильма «Молох»
Жанр | Драма |
В ролях | Елена Руфанова, Леонид Мозговой, Ирина Соколова |
Рейтинг Кинопоиска | 6.9 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
«Молох» (1999) — первый фильм тетралогии Александра Сокурова о власти, где режиссер обращается к фигуре Адольфа Гитлера, показывая его в непривычном свете.
Сюжет фильма сосредоточен на будничных моментах: Гитлер (Леонид Мозговой) проводит время с Евой Браун (Елена Руфанова, «Бакенбарды» (18+)), обсуждая мелочи, жалуясь на здоровье и участвуя в нелепых забавах. Вокруг него — Йозеф Геббельс, Мартин Борман и другие приближенные, каждый из которых демонстрирует свою степень отчужденности и подчинения. Фильм избегает масштабных исторических событий, фокусируясь на внутреннем мире персонажей и их взаимоотношениях.
Сокуров разрушает традиционный образ Гитлера как всесильного тирана, представляя его как жалкого, ипохондричного человека, погруженного в собственные страхи и слабости. Визуальный стиль картины, напоминающий съемку сквозь стекло, и использование музыки Вагнера подчеркивают атмосферу упадка и безысходности. Смотреть фильм «Молох» можно на Wink.
«Телец» (2000)
Кадр из фильма «Телец»
Жанр | Драма |
В ролях | Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Сергей Ражук |
Рейтинг Кинопоиска | 6.8 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фильм «Телец» — второй в тетралогии Александра Сокурова о власти. В этой картине режиссер обращается к последним дням жизни Владимира Ленина, представляя его не как исторического деятеля, а как человека, переживающего физическую немощь и духовное одиночество. Фильм был удостоен множества наград, включая премию «Ника» за лучший фильм года, а также призы за режиссуру, сценарий, операторскую работу и актерские достижения.
Критики отмечают, что Сокуров в «Тельце» отходит от традиционного изображения Ленина, представляя его как человека, лишенного божественного ореола, страдающего и одинокого.
Фильмы Александра Сокурова — не для фона, а для внутреннего диалога. Это редкая возможность заглянуть в то, что часто скрыто: в безмолвие власти, в тишину страдания, в невыразимое. Если вам близко кино как искусство размышления, стоит позволить себе прожить эти истории.
Напишите в комментариях: знакомы ли вы с творчеством этого режиссера? Какой из аспектов вам наиболее близок?
Источник изображений для статьи: legion-media.com