«В списках не значился»: интересные факты
12+
Масштабная работа Владимира Машкова, приуроченная к юбилею Победы. Обсуждаем закулисные подробности: как снимали главный военный фильм 2025 года.
Фильм «В списках не значился», вышел в российский прокат 1 мая 2025 года. Это новая экранизация одноименной повести фронтовика Бориса Васильева, впервые опубликованной в 1974 году в журнале «Юность». Смотреть фильм «В списках не значился» онлайн можно на Wink.
История рассказывает о юном лейтенанте Николае Плужникове, прибывшем в Брестскую крепость вечером 21 июня 1941 года — за день до начала Великой Отечественной войны. Плужников не успевает попасть в списки своей части и остается вне учета, но тем не менее продолжает оборону крепости почти десять месяцев.
Литературный первоисточник Васильева — глубокая психологическая повесть, где герой превращается из «обычного мальчика» в символ русского солдата. Источник вдохновения — реальные свидетельства журналиста Сергея Смирнова, собранные в книге «Брестская крепость». Васильев прообразом персонажа назвал школьного друга, а эпилог основан на реальной встрече с женщиной, чьего «Николая» не было в списках.
Литературный первоисточник: сходства и различия
Кадр из фильма «В списках не значился»
Ключевое отличие фильма от книги — смещение акцента: если Васильев фокусируется на внутренней борьбе, мыслях и страданиях героя, то режиссер Сергей Коротаев (в ряду продюсеров — Владимир Машков, «Край» (16+)) отдает предпочтение масштабным батальным сценам и визуальным эффектам. В книге Плужников осязает «живую» крепость, символически истекающую кровью, тогда как в фильме — разрушенные стены и эпическая жара, но субъективное восприятие войны утрачено (в силу разных средств художественной выразительности).
Добавляются линии любви — отношения Плужникова с Миррой — и множество визуальных элементов: дым, пожары, крупные планы страданий и взрывов. Масштабное решение и театральный стиль актеров из Московского театра О. Табакова, руководимого Машковым, создают впечатляющее, но порой «отстраненное» ощущение — как спектакль на фоне исторического холста.
Подготовка и съемочный процесс
Кадр из фильма «В списках не значился»
Съемки стартовали осенью 2024 года, проходили в Бресте, Минске и Подмосковье. Улицам Минска и Бреста придавали довоенный облик, а крупные батальные сцены снимали прямо на территории мемориала Брестской крепости.
В Московской области, на территории «Москино», за 60 дней собрали декорацию общей площадью 42 000 м² — копию Брестской крепости с костелом св. Казимира, Тереспольскими воротами и казармами. Съемки были экстремальными: дым, горящие шины, грязь и сложный грим завершили съемку в декабре 2024 года. Владимир Машков отметил, что гример применял эффекты нагрузки — чтобы лица актеров отражали «ужасы окопной жизни».
Актеры и роли: дебютанты
Кадр из фильма «В списках не значился»
Главную роль Николая Плужникова исполнил 25-летний актер Владислав Миллер («Ваша честь» (18+)). Его игра — попытка передать скромность, замкнутость и в то же время титаническую внутреннюю стойкость героя.
Роль Мирры, с которой Плужников делит последние месяцы жизни в подвале казармы, исполнила актриса Алена Морилова — дебютантка большого экрана и также воспитанница школы-студии театра Табакова. Ее персонаж в фильме чуть расширен по сравнению с книгой: в киноверсии Мирра становится свидетелем зверств фашистов и символом утраченного будущего.
Крепость как главный герой
Кадр из фильма «В списках не значился»
Крепость в фильме — почти отдельный персонаж. Работа художников по декорациям поражает: воспроизведены мельчайшие детали интерьеров казарм, гулкие переходы, узкие ходы, оконные проемы, через которые пробивается свет взрывов. Оператор Игорь Гринякин («Братство» (18+)) использует много ручной камеры — зритель буквально «ходит» по крепости вместе с главным героем.
Изобразительная палитра — приглушенная, с преобладанием пепельно-серых, охристых и огненно-красных тонов. Часто кадры нарочито затемнены, создавая ощущение кромешной безысходности. Звукорежиссура подчеркивает замкнутость — скрипы, эхо, свист снарядов, плач и дыхание героев.
Некоторые критики упрекают картину в «перенасыщенности»: мол, избыточная эпика вытесняет камерность повести. Но именно образ «каменного мешка», который медленно становится гробом, делает фильм зрелищным — и трагичным одновременно.
Интересные факты со съемок
- Грим Плужникова постепенно менялся в течение съемок: на последних сценах лицо героя почти неузнаваемо — не столько по гриму, сколько по работе с мимикой. Зритель без слов улавливает влияние прошедших месяцев на личность и физическое состояние персонажа.
- Владислав Миллер, чтобы войти в роль, 10 дней прожил в лесу под присмотром военного подполковника. Актер изучал оружие, соответствующее временному периоду событий фильма, пил из ручья и ел сухари из черного хлеба, чтобы достоверно воспроизвести это в кадре.
- Владимир Машков настоял на том, чтобы никто из актеров не прибегал к дублерам: сцены с огнем, падениями и холодными ночами снимались живьем. Температура в подвале, где снимались сцены с Миррой, была около 5 °C. Грим иногда накладывался на актеров сам собой: они возвращались со смены чумазые от копоти горящих покрышек.
Роль для современного зрителя
Кадр из фильма «В списках не значился»
Фильм «В списках не значился» не только актуализирует тему памяти, но и поднимает важный вопрос — что значит быть на войне человеком, а не просто солдатом. Плужников не значится в списках, но значится в истории. Его борьба — внутренняя и внешняя — становится метафорой солдатской судьбы: оказаться забытым, но несломленным.
Для современной аудитории фильм может быть не столько уроком истории, сколько напоминанием о цене достоинства. В отсутствие «супергероев» и клише, это честный рассказ о том, как любовь, долг и одиночество переплетаются в самых нечеловеческих условиях.
Заключение
Кадр из фильма «В списках не значился»
«В списках не значился» (2025) — не просто военный фильм, а попытка соединить художественное кино с документальной памятью. Это масштабное, иногда тяжелое для восприятия зрелище, которое не оставляет равнодушным. Его недостатки — некоторая перегруженность, театральная подача и упрощение психологизма — не перечеркивают главного: фильм исполнен уважения и стремления сохранить голос ушедших.
Эта история говорит не громко, но — отчаянно стойко. Возможно, именно в этом и есть ее сила.