Блог Статьи Детали и факты «В списках не значился»: интересные факты

«В списках не значился»: интересные факты

12+

Масштабная работа Владимира Машкова, приуроченная к юбилею Победы. Обсуждаем закулисные подробности: как снимали главный военный фильм 2025 года.

Фильм «В списках не значился», вышел в российский прокат 1 мая 2025 года. Это новая экранизация одноименной повести фронтовика Бориса Васильева, впервые опубликованной в 1974 году в журнале «Юность». Смотреть фильм «В списках не значился» онлайн можно на Wink. 

История рассказывает о юном лейтенанте Николае Плужникове, прибывшем в Брестскую крепость вечером 21 июня 1941 года — за день до начала Великой Отечественной войны. Плужников не успевает попасть в списки своей части и остается вне учета, но тем не менее продолжает оборону крепости почти десять месяцев.

Литературный первоисточник Васильева — глубокая психологическая повесть, где герой превращается из «обычного мальчика» в символ русского солдата. Источник вдохновения — реальные свидетельства журналиста Сергея Смирнова, собранные в книге «Брестская крепость». Васильев прообразом персонажа назвал школьного друга, а эпилог основан на реальной встрече с женщиной, чьего «Николая» не было в списках.

Литературный первоисточник: сходства и различия

Ключевое отличие фильма от книги — смещение акцента: если Васильев фокусируется на внутренней борьбе, мыслях и страданиях героя, то режиссер Сергей Коротаев (в ряду продюсеров — Владимир Машков, «Край» (16+)) отдает предпочтение масштабным батальным сценам и визуальным эффектам. В книге Плужников осязает «живую» крепость, символически истекающую кровью, тогда как в фильме — разрушенные стены и эпическая жара, но субъективное восприятие войны утрачено (в силу разных средств художественной выразительности).

Добавляются линии любви — отношения Плужникова с Миррой — и множество визуальных элементов: дым, пожары, крупные планы страданий и взрывов. Масштабное решение и театральный стиль актеров из Московского театра О. Табакова, руководимого Машковым, создают впечатляющее, но порой «отстраненное» ощущение — как спектакль на фоне исторического холста.

Подготовка и съемочный процесс

Съемки стартовали осенью 2024 года, проходили в Бресте, Минске и Подмосковье. Улицам Минска и Бреста придавали довоенный облик, а крупные батальные сцены снимали прямо на территории мемориала Брестской крепости.

В Московской области, на территории «Москино», за 60 дней собрали декорацию общей площадью 42 000 м² — копию Брестской крепости с костелом св. Казимира, Тереспольскими воротами и казармами. Съемки были экстремальными: дым, горящие шины, грязь и сложный грим завершили съемку в декабре 2024 года. Владимир Машков отметил, что гример применял эффекты нагрузки — чтобы лица актеров отражали «ужасы окопной жизни».

Актеры и роли: дебютанты 

Главную роль Николая Плужникова исполнил 25-летний актер Владислав Миллер («Ваша честь» (18+)). Его игра — попытка передать скромность, замкнутость и в то же время титаническую внутреннюю стойкость героя. 

Роль Мирры, с которой Плужников делит последние месяцы жизни в подвале казармы, исполнила актриса Алена Морилова — дебютантка большого экрана и также воспитанница школы-студии театра Табакова. Ее персонаж в фильме чуть расширен по сравнению с книгой: в киноверсии Мирра становится свидетелем зверств фашистов и символом утраченного будущего.

Крепость как главный герой

Крепость в фильме — почти отдельный персонаж. Работа художников по декорациям поражает: воспроизведены мельчайшие детали интерьеров казарм, гулкие переходы, узкие ходы, оконные проемы, через которые пробивается свет взрывов. Оператор Игорь Гринякин («Братство» (18+)) использует много ручной камеры — зритель буквально «ходит» по крепости вместе с главным героем.

Изобразительная палитра — приглушенная, с преобладанием пепельно-серых, охристых и огненно-красных тонов. Часто кадры нарочито затемнены, создавая ощущение кромешной безысходности. Звукорежиссура подчеркивает замкнутость — скрипы, эхо, свист снарядов, плач и дыхание героев.

Некоторые критики упрекают картину в «перенасыщенности»: мол, избыточная эпика вытесняет камерность повести. Но именно образ «каменного мешка», который медленно становится гробом, делает фильм зрелищным — и трагичным одновременно.

Интересные факты со съемок

  • Грим Плужникова постепенно менялся в течение съемок: на последних сценах лицо героя почти неузнаваемо — не столько по гриму, сколько по работе с мимикой. Зритель без слов улавливает влияние прошедших месяцев на личность и физическое состояние персонажа.
  • Владислав Миллер, чтобы войти в роль, 10 дней прожил в лесу под присмотром военного подполковника. Актер изучал оружие, соответствующее временному периоду событий фильма, пил из ручья и ел сухари из черного хлеба, чтобы достоверно воспроизвести это в кадре.
  • Владимир Машков настоял на том, чтобы никто из актеров не прибегал к дублерам: сцены с огнем, падениями и холодными ночами снимались живьем. Температура в подвале, где снимались сцены с Миррой, была около 5 °C. Грим иногда накладывался на актеров сам собой: они возвращались со смены чумазые от копоти горящих покрышек.

Роль для современного зрителя

Фильм «В списках не значился» не только актуализирует тему памяти, но и поднимает важный вопрос — что значит быть на войне человеком, а не просто солдатом. Плужников не значится в списках, но значится в истории. Его борьба — внутренняя и внешняя — становится метафорой солдатской судьбы: оказаться забытым, но несломленным.

Для современной аудитории фильм может быть не столько уроком истории, сколько напоминанием о цене достоинства. В отсутствие «супергероев» и клише, это честный рассказ о том, как любовь, долг и одиночество переплетаются в самых нечеловеческих условиях.

Заключение

«В списках не значился» (2025) — не просто военный фильм, а попытка соединить художественное кино с документальной памятью. Это масштабное, иногда тяжелое для восприятия зрелище, которое не оставляет равнодушным. Его недостатки — некоторая перегруженность, театральная подача и упрощение психологизма — не перечеркивают главного: фильм исполнен уважения и стремления сохранить голос ушедших.

Эта история говорит не громко, но — отчаянно стойко. Возможно, именно в этом и есть ее сила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

«Хоббит»: отличия фильма от книги

Джон Р. Р. Толкин считается отцом-основателем современного фэнтези. В то время как фанаты уже которое десятилетие превозносят священный грааль под…
Читать еще

Музыка нас связала: песни из сериала «Слово пацана» и их роль в сюжете

Забытые хиты 80-х зазвучали с новой силой после громкого выхода драмы «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал обрел…
Читать еще
Total
0
Share