Топ-5 японских фильмов, изменивших кинематограф
Пока по миру победоносно шествуют южнокорейские дорамы, захватившие индустрию, индийские боевики и турецкие мелодрамы, японский кинематограф отступает на второй план. Очень зря!
Многие современные картины, которые вы могли видеть, черпают вдохновение или прямо основаны на японских фильмах. Самое очевидное влияние страна восходящего солнца, разумеется, оказала на жанр ужасов, однако им все не ограничивается. Кроме бледных девочек с темными волосами японские мастера кадра привнесли множество неочевидных решений, о некоторых из которых мы и напомним в этой подборке.
«47 ронинов» (1941)
Кадр из фильма «47 ронинов»
Жанры | Исторический, драма |
В ролях | Токусабуро Араси, Есидзабуро Араси, Мицуко Миура, Утаэмон Итикава, Дайскэ Като |
Рейтинг Кинопоиска | 7.7 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Экранизация истории о верных ронинах от режиссера Кэндзи Мидзогути. Это вторая из известных экранизаций, производство которой было заказано японской армией во времена Второй мировой войны. Премьера фильма состоялась за неделю до атаки на Перл Харбор. В США показ этого фильма был запрещен вплоть до семидесятых годов прошлого века.
Несмотря на давность этого фильма, лента смотрится удивительно крепко сбитой в плане сценарных и монтажных решений, и обходит многие современные картины по части удержания зрительского внимания. Не обошлось и без чисто эстетских кадров, но, если уж решились постигать японский кинематограф, к этому нужно привыкнуть.
История о верных ронинах была экранизирована и поставлена на сцене множество раз и является одним из базовых сюжетов, взрастивших японский кинематограф и искусство в целом. Основаны все эти интерпретации, каким бы невероятным это не казалось, на реальных событиях, и первая пьеса была поставлена на сцене уже спустя две недели после самого происшествия. Сам фильм тоже основан на театральной постановке Сэйки Маямы.
Событие, ставшее легендарным, обросло множеством вымышленных подробностей, однако единая канва легенды о ронинах остается неизменной. Враждующие князья Кира и Асано схлестнулись в поединке, в результате чего Кира был ранен, но не убит. Асано не следовало обнажать меч во дворце сегуна, хоть он и только защищался. За это гордый господин был приговорен к харакири. Однако 47 самураев, принесшие Асано клятву верности, не смирились с решением вельможи и поклялись отомстить. В течение многих месяцев они разрабатывали план, хотя и знали, что в случае его успеха навлекут на себя смерть…
Эта история интересна не только воссозданием исторического сюжета в кинематографе, но и тем, что мотивы и отдельные режиссерские решения из экранизаций до сих пор кочуют из фильма в фильм. К примеру, Квентин Тарантино обожает азиатские боевики, и история «мести Ако» (другое название легенды о 47 ронинах) частично послужила вдохновением для его хита «Убить Билла».
«Страшная воля богов» (2014)
Кадр из фильма «Страшная воля богов»
Жанры | Триллер, ужасы, фантастика |
В ролях | Сота Фукуси, Мио Юки, Рюносукэ Камики, Хирона Ямадзаки, Сета Сомэтани, Нао Омори |
Рейтинг Кинопоиска | 6.6 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Фантастический фильм ужасов, по слухам, ставший прототипом нашумевшей «Игры в кальмара». Дело о плагиате было разрешено обеими сторонами до начала судебного разбирательства, однако внимательный зритель без труда найдет сходства в некоторых сценах и общей канве сюжета.
Сюн Такахата — старшеклассник, обожающий жестокие видеоигры. Его расстраивает только одно: в повседневной скучной жизни он не может испытать столь же сильный прилив адреналина. Не успевает он озвучить свою жалобу, как желание оказывается исполненным, и Сюн попадает в игру на выживание, где в первом же раунде оказывается единственным выжившим в классе. В игре нет награды, кроме жизни, и Сюну, а также нескольким другим везунчикам, придется пройти все раунды до конца, чтобы заполучить драгоценный приз.
Фильм стал одним из самых кассовых в истории Японии, собрав почти 2 миллиона долларов за время проката по стране. Такаси Миикэ, режиссер «Страшной воли богов», ранее получил большую известность благодаря хоррорам «Кинопробы» и «Один пропущенный звонок» — кстати, последний одновременно вобрал в себя зарождающиеся каноны жанра J-Horror и создал новые.
«Звонок» (1998)
Кадр из оригинального фильма «Звонок»
Жанры | Триллер, драма, ужасы |
В ролях | Нанако Мацусима, Хироюки Санада, Рикия Отака, Мики Накатани, Юко Такэути, Хитоми Сато |
Рейтинг Кинопоиска | 7.1 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Первая экранизация романа Кодзи Судзуки за авторством Хидэо Накаты. Фильм в большой степени повлиял как на азиатский, так и на западный кинематограф жанра хоррор и считается одним из самых страшных фильмов в истории по мнению многих зрителей и СМИ.
«Звонок» Хидэо Накаты — в большей степени детектив, нежели хоррор. В нем, как и в «Темных водах» режиссера, моменты, пугающие зрителей, тонко вплетены в канву повествования и призваны создать скорее атмосферу «неправильности» и тревожного предчувствия.
Структурно «Звонок» — это детектив, развивающийся на фоне семейной драмы. Вечно занятая молодая женщина, работающая репортером, сталкивается со слухами о загадочных смертях подростков. Погруженная в повседневные хлопоты, она не обращает на них внимания, пока смерть не касается ее семьи. На похоронах племянницы она вновь слышит сплетни о загадочной проклятой кассете. Чтобы разобраться в этом, она обращается к бывшему мужу — мрачному скептику, профессору университета.
Маленький сын пары оказывается втянут в расследование, и бывшим супругам придется на время забыть о разногласиях, потому что спасти ребенка можно, только докопавшись до происхождения загадочного видео, которое, как вирус, стремительно распространяется, вовлекая все больше жертв.
Для зрителя, избалованного западным хоррором, фильм наверняка покажется совсем не страшным. Меланхоличная картинка с тусклой цветокоррекцией, стоические персонажи, практически равнодушные к близкой смерти, множество кадров повседневности, много света, моря, спокойных разговоров — таков «Звонок» Хидэо Накаты. В каком-то смысле этот фильм гораздо ближе к современным хоррорам от студии A24 вроде «Солнцестояния» (18+), чем к большинству образцов жанра.
«Проклятие» (2002)
Кадр из фильма «Проклятие»
Жанр | Ужасы |
В ролях | Мэгуми Окина, Мисаки Ито, Миса Уэхара, Юи Итикава, Кандзи Цуда, Каеко Сибата |
Рейтинг Кинопоиска | 6.7 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Перед вами театральная версия «черновых» работ Такаси Симидзу и первая «полноценная» работа режиссера после короткого метра и двух частей фильмов, выпущенных сразу на VHS в обход театральной премьеры. Эта версия фильма вобрала в себя структуру его первых работ и частично повторила их сюжет, однако фактически является триквелом фильма Ju-On, выходившего в 2000 году локальным тиражом в Японии.
Такаси Симидзу вдохновлялся «Звонком», но создал совершенно другой тип хоррора, вдохнув в него немного сумасшествия и не стесняясь бросать зрителю бессовестные скримеры прямо в лицо. В версии 2002 года самые жуткие моменты скромно сглажены по просьбам продюсеров, опасавшихся довести людей в кинозале до инфаркта, но все еще не лишены выдумки.
В полной мере господин Симидзу развернет свой талант позднее, уже на голливудской студии, когда американские коллеги вежливо вложат ему в руки солидный бюджет и звездных актеров. «Проклятие» 2002 года — это тонкий компромисс между абсолютно сумасшедшей, но снятой «на тапок» первой японской версией и полновесным хоррором 2004-го, вышедшим под названием «The Grudge». Как безлактозное молоко для человека с непереносимостью, этот фильм даст вам понятие об основах жанра, но полных последствий в виде недели бессонных ночей вы не ощутите.
Канва сюжета настолько же незамысловата, насколько гениальна. Где-то в Токио стоит проклятый старый дом, где когда-то произошло страшное убийство. Теперь все семьи, проживающие в этом доме — а со временем еще и гости, случайные прохожие и служащие, переступающие порог этого строения, обречены. Очень скоро обитающее в этих стенах проклятие настигает их, расправляясь разными интересными способами.
В этом фильме нет литров крови и кило мяса, вы не найдете здесь погонь, бензопил или маньяка в маске, но неприятное зудящее чувство дискомфорта в собственном жилище наверняка поселится где-то на подкорке вашего сознания. Маэстро Симидзу исполнит для вас потрясающий трюк, благодаря которому вы начнете видеть угрозу в сливе раковины, темном пространстве под одеялом, мяуканье кошки и трещании зубчиков расчески. Советуем.
«5 сантиметров в секунду» (2007)
Жанры | Аниме, мультфильм, драма, мелодрама |
В ролях | Кэндзи Мидзухами, Есими Кондо, Сатоми Ханамура, Аяка Оноэ, Риса Мидзуно, Юка Тэрадзаки |
Рейтинг Кинопоиска | 7.9 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Больше визуальная поэзия, чем фильм. Анимационный шедевр Макото Синкая повествует об эпизодах жизни юноши Такаки Тоно, начиная со старшей школы и заканчивая рабочими буднями.
Описание сюжета этого проекта выглядело бы слишком скудно, чтобы хоть кого-то заинтересовать. Ничего особенного: три отрывка из жизни, три истории, все — о любви, взаимной и невзаимной. Это явно не то, что может удивить зрителя, особенно искушенного в жанре мелодрамы.
Но что, если мы скажем вам, что «5 сантиметров в секунду» — это история, полная тонких визуальных рифм, воспевающая жизнь обычного человека и возносящая романтику повседневности до вершин искусства? Таков почерк Макото Синкая: вы могли слышать о том, с какой любовью он изображает облака и закаты, но это еще не все. Нежной любовью и трагизмом к ускользающей от внимания рутине пронизано каждое движение героев, каждый обычный диалог становится строфой шекспировской поэмы, а обычный школьник-студент-работяга Тоно, запутавшийся в жизни, страдает красивее Гамлета.
Это фильм-процесс и фильм-опыт, в котором нет ни неожиданных поворотов сюжета, ни развязки на надрыве. Он течет в своем собственном ритме, и зрителю остается только посмотреть, почувствовать, а после просмотра вернуться в свою жизнь, с самыми красивыми закатами и самыми пронзительными историями.