«Дети перемен»: 5 серия и ломтик Бродского сверху
18+
«Дети перемен» все меньше становятся похожи на русские сериалы про криминал и все больше — на трогательную семейную драму. Виктория Исакова, Александр Яценко, Сергей Гилев играют свои лучшие роли, а с их героями не хочется расставаться.
Сегодня обсуждаем пятую серию драмы «Дети перемен». Смотреть, как плачет Лев Зулькарнаев, было неловко, но строчки из его стихотворения запали в душу. Вспоминаем моду 90-х и гадаем, что же не так с героем Славы Копейкина. А еще рассказываем про киноляп!
Мода 90-х и ностальгия по времени
Даже не верится, что одноразовые пакетики с чаем в 1990-е годы были редкостью, а футболки с Мадонной и Куртом Кобейном — мечтой и роскошью. К некоторым вещам из той эпохи возвращаться не хочется (например, кошмарным джинсам с низкой посадкой), но вот образы Флоры из нового эпизода (Дети перемен, сериал, 5 серия) пришлись нам по вкусу: кожаный длинный тренч, пиджак-оверсайз, высокие казаки и клатч на цепочке… Флора выглядит как звезда, а не как многодетная мать и водитель троллейбуса.
Уважаемые пассажиры, оплачиваем проезд! Всех, кто еще не посмотрел пятую серию, Флора высадит из троллейбуса на остановке «Спойлерная».
Каждый переживает горе по-своему
Создатели сериала не стали показывать, как семья отреагировала на гибель дяди Вани (он же Карась и первый муж Флоры). Такой ход ускоряет сюжет и сразу погружает зрителя в пучину дальнейших событий. Жизнь идет своим чередом, несмотря на трагедию, случившуюся роковой ночью в бильярдной.
Из разговора Юры с его другом Виктором мы узнаем, что Петя впервые плакал на похоронах отца и был сам не свой. Неизвестно, сколько времени прошло после убийства, но юный бандит провел все эти дни в пьяном угаре в обнимку с девочками из борделя.
До авторитета не дотягивает?
Алексей Алексеевич Сальников (Артем Быстров), который крышует нелегальный клуб Саши Лебедь, прямо дает понять, что бандит Петя не представляет для него интереса. Возможно, преемника Михалыча воспринимают всерьез только оставшиеся члены «Жигалинской» банды. Но если так, то кому тогда было выгодно «заказать» Петю?
Петя Карась с братками
В образе главы банды Слава Копейкин действительно смотрится не очень органично. Пока Петя играл в роскошную жизнь, мы ему верили, а вот как только он начал раздавать указания товарищам из мира криминала, запахло фальшью. Как сказал Юра, на Майкла Корлеоне (сына знаменитого Вито Корлеоне) Петя пока не тянет.
Антигерой, которого не за что любить
В сценарном мастерстве есть прием, который называется «спасите котика»: в самом начале истории главный герой должен сделать нечто такое, за что мы его полюбим и будем готовы оправдывать (какую бы дичь он не творил!). Этот прием формализовал американский сценарист, продюсер и писатель Блейк Снайдер в одноименной книге «Спасите котика».
Например, Андрея в начале «Слова пацана» (18+) нам преподнесли настолько положительным (пионер-комсомолец, учится на одни пятерки, в музыкальную школу ходит, Маратику с английским помогает), что зрители до последнего верили, что он одумается и бросит «ходить с улицей».
А что же с Петей? С первой же серии мы видим, как он убивает (и готовится убивать): в его поведении нет даже намека на хорошие поступки. Даже оперным пением Петр занимается не из любви к искусству, а скорее из фанатизма к арии Германа из «Пиковой дамы». Им движет тяга к опасности. Героя Славы Копейкина не за что любить, поэтому делаем вывод, что он не герой, а антигерой — то есть персонаж, наделенный только отрицательными чертами. И по идее мы должны его ненавидеть! Но разве Петя похож на серьезного злодея?
Лев Зулькарнаев и его Родя с «хрупкой изуродованной душой»
«Так утомительно всю жизнь себя стыдиться…»
Из стихотворения, которое читает Родион
Выхода на первый план героя Льва Зулькарнаева мы ждали долго. Его разговор с матерью начался с обычных формальностей, но быстро дошел до самой сути — боли, которая гложет с детства. Холодная, всегда занятая мать и ранимый сын, который прикрывает израненную душу философскими речами, отрицает любовь и искусство. Есть в этом парне что-то от нигилиста Базарова (роман Тургенева «Отцы и дети»). Даже взбалмошный танец Родиона под «Ча-ча-ча» уже намекает на бунт против правил.
Сцена разговора Роди с мамой Мариной сильная, и ее стоит увидеть, чтобы понять: звенит внутри вас нечто подобное или там все спокойно? Здесь и про право быть самим собой, и про принятие, и про дефицит родительской любви, который выжигает в сердцах дыры.
«Этот ушлепок не достоин тебя. У тебя должен был родиться человек-коктейль: Гумилев с Есениным и ломтик Бродского для вкусу сверху».
Отцы и дети, которые обретают голос
Сериал Сергея Тарамаева и Любови Львовой шикарен тем, что детям здесь дают высказаться. В обществе у нас принято, что родители могут давать молодому поколению обратную связь, а вот дети родителям — нет. Но ведь у детей также есть свое мнение, чувства и голос. И свои ожидания.
Первым, кто ответил на упреки матери, стал Петя: объяснил свою версию, как и почему он стал бандитом, рассказал, что чувствовал, когда отца посадили в тюрьму, а мать начала встречаться с Генрихом (Дети перемен, 3 серия). А теперь вот заговорил Родион — да еще и в стихах!
Познакомить «святую блудницу» с мамой — плохая идея
Любовная линия Юры и Саши еще со 2 серии «Детей перемен» как-то зависла в воздухе: разговоры по душам, пара поцелуев и все — ни туда, ни сюда. Отношения с Сашей не очень интересны сами по себе, но помогают раскрыть образ Юры. Жизнелюб и оптимист (весь в мать!), он везде видит только хорошее и слепо влюбляется в «плохую» девчонку.
Юра — парень с мегастабильными нервами и чуть ли не главный трезвенник сериала. Так что редакция в шоке, что в бордель к Саше он заявился, едва держась на ногах…
Артем Быстров в роли Алексея Алексеевича
Интересный факт. В борделе во время разговора с Сашей Алексей Алексеевич словно пропел слова «потому что нельзя быть на свете красивой такой». Вы ведь тоже сразу вспомнили песню группы «Белый орел»? Так вот, она была написана в 1997 году! А события сериала «Дети перемен» происходят в 1995 году. Как считаете, можно ли считать это киноляпом?
«Нет человека — нет проблемы»
Грустно (и страшно!) видеть, как решались даже мелкие проблемы в 90-е. Начальник пристает к тете Лиде на стеклозаводе? Убрать. Девушка отказалась от контракта? Убрать. Все-таки в умении вести переговоры, а не решать проблемы силой, общество далеко продвинулось на сегодняшний день. Мы даже книги про «Ненасильственное общение» (16+) читаем!
Интересный факт. Фраза «нет человека — нет проблемы» принадлежит не Иосифу Сталину, как многие привыкли думать. Эта фраза взята из художественного произведения Анатолия Рыбакова «Дети Арбата».
Лирическое отступление: идея для камерного фильма
Генрих Павлович и Лаша в ожидании, когда сердце Флоры оттает
Сцены в троллейбусе, который водит Флора, получаются настолько атмосферными и притягивающими внимание, что вполне мог бы получиться самостоятельный полнометражный камерный триллер.
Только представьте: Флора утром садится за руль, чтобы выполнить очередной рейс, в троллейбус набиваются пассажиры — кто-то едет на работу, а кто-то возвращается после бурной ночи. Вдруг из ниоткуда появляются монстры, как в сериале «Извне», или случается какая-нибудь катастрофа: двери заблокированы и пассажиры вынуждены ждать спасения, изолированные от внешнего мира (вспомните «Метро», фильм-катастрофу (18+)). Внутри, конечно, обязательно должны оказаться все бывшие мужья Флоры и еще с десяток недовольных граждан.
Яценко — Максимов: еще один дуэт, который возвращает к «Фишеру»
Сцена разговора артиста Валеры с Борисом, которого играет Андрей Максимов, вызывает жгучее желание пересмотреть сериал «Фишер» (18+). Спросите, почему? Все просто: насладиться игрой актеров. Оба так мастерски перевоплощаются в своих персонажей, что хочется аплодировать стоя. И пересматривать, как они это делают.
Александр Яценко в роли артиста Валеры
Александр Яценко — еще один актер-талисман Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Сериал «Дети перемен» — уже третий совместный проект режиссеров с артистом: в «Фишере» Яценко играет следователя Валерия Козырева, а в «Черной весне» — проповедника.
Про Андрея Максимова еще интереснее: многие (чуть ли не вся Россия) запомнили его по роли Желтого из «Слова пацана», но на самом деле актера открыли именно Тарамаев и Львова, когда пригласили в свой детектив про серийного убийцу.
Аня-Умка-«Лиза» снова спасает Петю
Финал пятого эпизода подтвердил нашу догадку: Аня словно оберегает старшего сына Флоры. Благодаря знакомству с Умкой Петя не поехал в бильярдную, где его ждала западня. И вот девушка-фотограф снова выдергивает Петю из лап Пиковой дамы: мы думаем, что именно звонок Умки в дверь его «разбудил». Более того, Виктору не удалось выполнить заказ, ведь он понял по стоявшим в коридоре ботинкам, что его девушка сейчас вместе с бандитом.

Кадр из сериала «Дети перемен», 1 сезон, 5 серия
Сцена с появлением Пиковой дамы в этом эпизоде получилась прям в духе «Погребенного заживо». Сильно, ярко и необычно — одна из самых крутых сцен в сериале.
Музыка из сериала «Дети перемен», 5 серия
Этот эпизод выделяется на фоне всех остальных: на этот раз не звучало ни одной русской песни. Вы заметили? За всю пятую серию играл лишь один трек: в самом начале, когда Петя очнулся в борделе.
Dancebeat — Steve Jeffries, Tommy Blaize, Juliet Roberts
Во всех остальных сценах этого эпизода музыки либо совсем не было, либо звучали райзеры — так называют класс звуков, которые помогают создавать напряжение.
«Дети перемен» — сериал продолжается! Что дальше?
Нам не терпится узнать, как будет дальше развиваться сюжетная линия «Петя — Умка — Витя». А еще интересно, что сподвигло маму Марину так резко бросить пить? Это она обозлилась на Генриха, который бросил ее одну на даче и уехал с бывшей женой? Очень переживаем за Юру и хотим, чтобы Родя нашел любовь!
Продолжайте смотреть сериал «Дети перемен» вместе с видеосервисом Wink. Следующая остановка — 6 серия. Увидимся 19 декабря!
Шикарно! Не знал про Сталина. И спасибо большое за песню, нигде не мог найти