«Анора» — фильм 2024 года от Шона Бейкера с Золотой пальмовой ветвью
18+
В октябре 2024 года на российские экраны вышла новая картина Шона Бейкера «Анора». Фильм успел наделать шуму еще на Каннском фестивале, где получил главный приз. Создатель «Проекта Флорида» и «Красной ракеты» вновь берется за любимое дело: рассказывать о жизни простых людей, которые оказались в тени большого мира.
Сегодня рассуждаем, почему стоит смотреть фильм «Анора», и разбираемся, из-за чего лента вызвала такие активные споры.
«Анора»: сюжет главной драмы года
«Анора» — живая и яркая романтическая драма о любви и о том, что веками делает эту самую любовь сложной и несовершенной — разнице в социальном статусе, деньгах и амбициях.
Главная героиня фильма, Анора Михеева, или, как она сама предпочитает себя называть, — Эни. Девушке двадцать три года, она живет в Бруклине и работает в стриптиз-клубе. Эни уже смирилась с тем, что ее жизнь — это череда коротких знакомств с людьми, для которых она лишь временное развлечение за деньги. Но однажды все меняется: в ее клубе появляется Ваня Захаров, сын российского олигарха. Молодой и веселый, он начинает с ней общаться. Все это постепенно перерастает в настоящее влечение, молодые люди проводят вместе неделю (впрочем, Эни получает за это солидное вознаграждение), а потом и вовсе решают пожениться.
Кадр из фильма «Анора» — герои решают пожениться в Лас-Вегасе
Союз, как можно представить, вызывает негодование среди окружения Вани. Семья далеко не в восторге от его новой спутницы, Захаровы-старшие оперативно летят в Нью-Йорк, чтобы расстроить свадьбу и научить сына уму-разуму.
Кто стоит за созданием фильма
Режиссер и сценарист фильма — Шон Бейкер. Он известен своим реалистичным подходом и нестандартным взглядом на непростые темы. Бейкер не раз доказывал, что умеет работать с социальными проблемами. Их он раскрывает через истории простых людей. Например, фильм «Проект Флорида» — о непутевой матери-одиночке, которая живет с дочерью в американском мотеле. А в «Мандарине» речь идет о конфликтах двух лос-анджелесских проституток.
История «Аноры» могла бы закончиться общим примирением и счастливой свадьбой, но романтические хеппи-энды остались где-то в 90-х. Бейкер верен своей манере: он обращает внимание зрителя на мир «социальных низов». Там есть место мечтам, но вот счастливым концовкам — крайне редко.
Майки Мэдисон в фильме «Анора»
Для съемок в фильме о жизни российских олигархов американский режиссер позвал целую команду русскоговорящих актеров. Главную роль исполнил Марк Эйдельштейн — актер, знакомый многим зрителям по сериалам «Смычок» (18+) и «Чистые» (18+) и фильму «Сто лет тому вперед» (2024). Роль Аноры досталась Майки Мэдисон, которая раньше уже появлялась в «Однажды… в Голливуде» (2019). Актеры «Аноры» второго плана — Юра Борисов («Серебряные коньки» (18+)), Дарья Екамасова и Алексей Серебряков («Ваша честь» (18+)).
«Анора»: отзывы критиков
Среди главных достоинств фильма — честность. Критики отмечали, что Бейкер не пытается романтизировать ни одного из своих персонажей. Анора — совсем не идеальная девушка, да и Ваня — не прекрасный рыцарь-спаситель а-ля Эдвард Льюис из «Красотки». Оба они совершают ошибки, но делают это искренне. И если уж и ведут себя глупо, то от всего сердца.
Вместе с этим режиссер хорошо показывает контрасты Нью-Йорка: стриптиз-клубы и роскошные особняки, уличные закоулки и огромные магазины, скромные квартиры и богатые залы. Роскошный дом Вани с видом на Гудзон резко противопоставлен скромным условиям жизни Аноры в Бруклине. Зритель видит не только историю отношений, но и социальные проблемы, человеческие слабости и попытки выбраться за рамки.
Кадр из фильма «Анора»
Впрочем, о причинах этого неравенства Бейкер не рассказывает ничего. Зрителям остается лишь догадываться о том, чем на самом деле занимается отец Вани: о его бизнесе в фильме не говорится, он по умолчанию неприлично богат. Почему 23-летняя Анора оказалась в стиптиз-клубе тоже ясно не до конца. Отсюда и критика фильма.
Основная проблема — упрощенное и карикатурное изображение героев, особенно «золотой молодежи» России. Ваню многие считают собирательным образом стереотипного «сына богатого папы»: он любит видеоигры, иногда пытается взять себя в руки и к большему не стремится. Подобные образы нередко встречаются в российских фильмах — от «Холопа» до «Водителя-олигарха» (12+). Но у Бейкера этот феномен расширяется до международного уровня: Ваня буквально разбрасывает деньги, и суммы в десятки тысяч долларов для него — просто повседневные карманные расходы.
В то же время многочисленные помощники, следящие за младшим Захаровым, напоминают «русскую мафию». Их профессии тоже не раскрываются, но ясно, что занимаются они явно чем-то незаконным. Это выглядит комично, но не всегда убедительно. Выходит, в США выходцы из России могут существовать только в двух «агрегатных состояниях»: либо миллионеры, либо их охранники-бандиты.
«Анора» — это драма о двух людях, которые пытаются найти свое место в чужом для них мире. Для Эни это мир богатства и возможностей, которые она считала недоступными. Для Вани — это обыкновенная жизнь, в которой социальный статус и деньги не играют роли. Местами история может показаться надуманной, но умение Шона Бейкера создавать искреннюю атмосферу подкупает. Похоже, именно этим фильм завоевал сердца как зрителей, так и критиков на Каннском фестивале.