«Твоя красота — и дар, и проклятье». Фильм «Партенопа» (2024) как история о поисках себя и таинствах судьбы
18+
«Партенопа» — фильм 2024 года, в котором итальянский режиссер Паоло Соррентино продолжает размышлять о судьбе человека, в этот раз изучая историю девушки Партенопы. Ее жизнь наполнена как красотой и счастьем, так и страданиями и отчаянием. Она живет в реальном мире, но порой он так похож на сказку, которую сложно описать словами. Рассказываем, что есть что в «Партенопе» и чем любопытен последний фильм Соррентино.
О чем фильм «Партенопа» 2024 года
В 1950-м году в Неаполитанском заливе «рождается» девочка, которую родители называют Партенопа. Бизнесмен и будущий мэр Неаполя Командор, на которого работает ее отец, дарит ребенку королевскую карету — вещь, привезенную из самого Версаля. Именно она будет особенно ценна для Партенопы как в детском возрасте, так и в более взрослом. На протяжении всей жизни красавица из Неаполя купается во внимании окружающих мужчин, у нее нет недостатка в кавалерах, которые мечтают стать ее возлюбленным. Несмотря на то, что кому-то Партенопа отвечает взаимностью, крутит страстные романы и пытается стать актрисой, ее главной любовью навсегда остается… антропология.
«Партенопа» — фильм 2024 года итальянского режиссера Паоло Соррентино («Лоро» (18+)), который он представил на Каннском фестивале в прошлом году. Главные роли исполнили дебютантка Челесте Далла Порта, Даниэле Риенцо, Дарио Аита, а также в кадре можно увидеть Гари Олдмана («Шпион, выйди вон» (18+), «Красная шапочка» (18+)) в роли американского писателя.
Увы, картина осталась без призов в Каннах, но это не значит, что в этот раз известный постановщик снял слабое кино. Рассказываем, что интересного для зрителя приготовил Соррентино в своем последнем фильме. Кстати, фильм «Партенопа» смотреть онлайн можно без рекламы на видеосервисе Wink.
Отсылки на античную мифологию
Название фильма, как и имя героини Партенопа имеют определенный подтекст, связанный с античной мифологией. Это отсылка к древнегреческому мифу, в котором сирена Партенопа (или Парфенопа) бросилась в море и утонула, поскольку ей не удалось своими песнями соблазнить Одиссея. Позже тело безжизненной сирены выбросило на берег в Неаполе.
Таким образом, в представлении Паоло Соррентино его героиня Партенопа — это современная сирена, которая притягивает к себе мужчин. Пусть она и не является порождением сверхъестественных сил, она, как и мифические существа, завораживает и в каком-то смысле обрекает на гибель мужчин, ведь она никого из них не подпускает к себе, никто не может покорить ее сердце.
Кроме того, в кадре постоянно мелькает море — еще одно напоминание о связи фильма с древним мифом.
Кадр из фильма «Партенопа»
История о поисках себя и своего предназначения
«Партенопа» — фильм о поисках себя, стремлении разобраться в собственной природе, своих мыслях и заодно понять мотивы и желания окружающих. Для героини это становится особенно сложной задачей, ведь на протяжении всей жизни она сталкивается с тем, что становится объектом желания/ поклонения/ вдохновения разных людей. Даже родной брат хочет от нее что-то получить, он не испытывает к ней безусловной любви, о которой часто говорят в контексте семьи.
Неудивительно, что Партенопа выбирает главной и единственной целью своей жизни — изучение антропологии. Именно эта наука может помочь ей разобраться в повадках людей, а заодно понять и саму себя.
Метафорические размышления о красоте и судьбе
Главная тема ленты «Партенопа» (фильм 2024 года) — это попытки узнать себя лучше, понять свое предназначение. Тем не менее у картины есть и второстепенные идеи, которые при этом не менее значимые. Паоло Соррентино любит в своих фильмах философски подходить к рассуждению о красоте и судьбе, и его последняя кинолента не стала исключением.
Режиссер пытается разобраться, что такое истинная красота и можно ли ее встретить в современном мире. Это физическая красота тела или внутренняя, заключенная в душе? Что сильнее впечатляет: человеческая внешность или природные пейзажи? Может ли красота существовать независимо от человека, или красота в глазах смотрящего? В поисках ответов на эти вопросы Соррентино (уже давно не молодой юноша) задумывается также и о мимолетности молодости и неспешности старости.
Размышления о красоте в фильме неотрывно идут с рассуждениями о судьбе. Можем ли мы сами выбирать наш путь или с рождения уже все предопределено? Есть ли свобода выбора, или от судьбы не убежать? Кажется, что Соррентино склоняется ко второму варианту. Ведь когда Партенопа сталкивает с сильной личной трагедией, она меняет свои цели, хочет забыть прошлое и даже покинуть родной Неаполь. Но город словно не отпускает ее, и в итоге девушке все равно приходится столкнуться с тем, что ей предначертано.
Невероятный Неаполь
Неаполь в фильме не просто город, в котором разворачиваются события, но и самостоятельный герой. Причем Соррентино переплетает личную историю Партенопы с судьбой города, а сама героиня становится олицетворением этого города, что даже проговаривается в киноленте. Режиссер превращает город, как и девушку, в объект восхищения, поэтому не стесняется показывать его во всей красе и многообразии.
Нам демонстрируют улицы города, настроение которых меняется точь-в-точь как у людей. Вот они шумные и переполнены музыкой, становятся местом празднования, а в другой день они погружены в траур или оказываются в эпицентре коррупционных махинаций. Неаполь может казаться райским местом, где жизнь бьет ключом, а может вызывать клаустрофобию, зажимая своих жителей словно в тисках. Город не позволяет Партенопе покинуть его, он притягивает ее и становится одновременно местом для счастья и для трагедии.
Кадр из фильма «Партенопа»
Творческий сюрреализм Соррентино
Фильмы Паоло Соррентино славятся своими «сновидческими» сценами, которые обволакивают и добавляют налет фантазии к происходящему в реальности. С помощью этого режиссер хочет усилить впечатление от событий в кадре, например, делая более эффектным момент «примирения» криминальных кланов или подчеркивая настоящую суть церкви. Сюрреалистичность в «Партенопе» никогда не бывает только ради формы, в ней всегда скрывается подтекст.
То же самое можно сказать и про символизм в фильме, который помогает рассказать историю более полноценно. Пусть это и не такой символизм, как мы чаще всего привыкли видеть: например, в виде подсказок, указывающих на преступника или предвещающих дальнейшее развитие сюжета, как в «Солнцестоянии» (18+). В «Партенопе» он проявляется, например, в пересечении двух противоположных по настроению моментов в жизни — праздника и похорон, что говорит о том, что, где есть жизнь, там и смерть. Бесконечные знакомства героини с разными знаменитостями становятся иллюстрацией противостояния творчества и желания, страданий и красоты — того, что бурлит в душе Партенопы.
Фильм «Партенопа» 2024 года — это история о попытках понять себя и этот мир, разобраться, по каким законам происходят события вокруг, и можем ли мы как-то на них повлиять. При этом Паоло Соррентино все же делает акцент в картине на форме, поэтому логичность содержания порой ускользает. Пусть лента итальянца получилась не во всем идеальна, ей не откажешь в красоте и яркости красок. Такое кино может стать отличным антидепрессантом в пасмурные мартовские дни, когда по календарю весна уже началась, но за окном сплошное уныние. Кстати, на Wink можно найти и другие проекты, снятые Паоло Соррентино.