
Режиссер Петр Тодоровский: подборка лучшего от редакции
Пять фильмов из советской эпохи: знакомим читателей с работами фронтовика и режиссера Петра Тодоровского, воспевшего тяготы жизни простого человека.
Петр Тодоровский-старший приходится дедушкой тезке — тоже режиссеру Петру Тодоровскому, который современному зрителю известен но недавнему сериалу «Подслушано в Рыбинске» (18+). Работы обоих творцов наполнены большим вниманием к деталям быта, социальной сатирой и иронией. Но сегодня мы обратимся к творчеству старшего из династии режиссеров.
Тодоровский-старший снимал о любви, боли, памяти и жизни, не делая из этих слов громких лозунгов. Его герои — не идеальные и не «сильные личности», а обычные люди, с ошибками, слабостями, неловкими чувствами. И именно в этой обыденности заключалась его правда: он не приукрашивал жизнь, но умел видеть в ней поэзию.
Музыкант по образованию и лирик по природе, Тодоровский создавал фильмы, совмещающие поэзию чувств и прозу быта. Его творчество — это хроника того, как жила страна и его поколение: в коммуналках, гарнизонах, у железнодорожных путей и на улицах большого города. И все это он запечатлел с такой теплотой и чуткостью, что спустя годы эти истории не теряют своей силы.
Мы собрали подборку лучших фильмов Петра Тодоровского для всех, кто хочет ознакомиться с одними из самых лиричных картин ушедшей эпохи кинематографа.
«Интердевочка» (1989)
Кадр из фильма «Интердевочка»
Жанр | Драма |
В ролях | Елена Яковлева, Томас Лаустиола, Анастасия Немоляева |
Рейтинг Кинопоиска | 7.3 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Один из самых громких и обсуждаемых фильмов конца перестройки, «Интердевочка» стал настоящим культурным феноменом. Снятая по повести Владимира Кунина, драма Петра Тодоровского тонко и смело рассказывает о советской проституции, не превращая ее в сенсацию или морализаторство. Главную роль исполнила Елена Яковлева («Свет» (18+)) — и именно с этого фильма началась ее актерская карьера в большом кино.
Героиня фильма, Таня Зайцева, — медсестра по профессии, но «интердевочка» по призванию. Она работает в больнице сутки через трое, и по ночам обслуживает иностранцев за валюту. Вопреки стереотипам, Таня вовсе не холодная циничная женщина — она мечтает о другой жизни, свободе, любви. Когда появляется возможность выйти замуж за шведа, она ею пользуется. Но даже за границей Таню не отпускает ее прошлое, а главное — не отпускает тоска по несбывшемуся и по тем, кто остался в Ленинграде.
Фильм «Интердевочка» — про эпоху, но не только. Он о женщинах, вынужденных искать собственный путь среди двусмысленной морали, запретов и иллюзий. Картина остается актуальной и сегодня: честная, горькая, откровенная, но не бесчеловечная. И стоит посмотреть ее не только ради исторического контекста, но и ради главной героини — живой, ранимой, сильной.
«Военно-полевой роман» (1983)
Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Жанр | Драма, мелодрама |
В ролях | Николай Бурляев, Наталья Андрейченко, Инна Чурикова |
Рейтинг Кинопоиска | 7.8 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
«Военно-полевой роман» — фильм не о фронте, а о том, что было после: о любви, разочарованиях, стыде, памяти и неприкаянности.
В центре сюжета — фронтовик Саша Нетужилин (Николай Бурляев, «Высокая кровь» (16+)), который спустя годы пересекается с санитаркой Любой (Наталья Андрейченко, «Прости» (12+)), в которую был влюблен во время войны. Тогда она жила с его комбатом, теперь же — безутешная вдова, торгующая пирожками на улице. У Саши же новая жизнь и жена… Тем не менее, между Сашей, интеллигентной супругой и огрубевшей от горя Любой образуется любовный треугольник.
«Военно-полевой роман» (1983) — один из самых тонких фильмов о цене войны и о невозможности вернуть прошлое. Смотреть стоит обязательно — не спеша, с вниманием к каждому взгляду и диалогу.
«Фокусник» (1968)
Кадр из фильма «Фокусник»
Жанр | Драма |
В ролях | Зиновий Гердт, Алла Ларионова, Евгений Леонов |
Рейтинг Кинопоиска | 7.3 |
Возрастной рейтинг | 0+ |
Одна из ранних, но уже очень характерных работ Петра Тодоровского. «Фокусник» — камерная психологическая драма о человеке, который умеет удивлять других, но совершенно теряется в собственных чувствах.
Герой фильма — Виктор Кукушкин, фокусник, который колесит по городкам и поселкам с гастролями. Его жизнь — череда выступлений по квартирникам и попыток утвердить собственную нужность в обществе. На очередном квартирнике он знакомится с молодой учительницей Еленой, и это знакомство меняет его привычное течение жизни. Но между ними — разные взгляды, возраст, разный опыт. Сможет ли человек, живущий иллюзиями, построить что-то настоящее?
«Фокусник» — фильм пронзительный, но не сентиментальный. Он — о балансе между бытовым и творческим, важным и неважным, внешним и внутренним.
«Анкор, еще анкор!» (1992)
Кадр из фильма «Анкор, еще анкор!»
Жанр | Драма, комедия, мелодрама |
В ролях | Евгений Миронов, Ирина Розанова, Елена Яковлева |
Рейтинг Кинопоиска | 7.2 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Тонкий фильм о послевоенном быте, в котором сквозь будничную серость все еще пробиваются любовь, надежда и человеческое тепло. Фильм «Анкор, еще анкор!» (1982) — одна из самых трогательных работ Петра Тодоровского, в которой без прикрас показана жизнь в советском гарнизоне послевоенных годов.
События разворачиваются в небольшом военном городке. Полковник Виноградов, не разведясь с «довоенной» женой, живет с молодой офицеркой медслужбы Лидой. Однако Лида влюбляется в молодого лейтенанта и начинает с ним тайны встречи. Вскоре Виноградов узнает о тайной связи Лиды…
«Анкор, еще анкор!» — фильм для Тодоровского во многом автобиографический. Многие персонажи и события имеют прообразы из реальной жизни, а внешний вид и устройство гарнизона были восстановлены по воспоминаниям самого Тодоровского. Будучи ветераном Великой Отечественной, режиссер решил сосредоточиться не на «окопной правде» и героизме, а взять слово, чтобы поговорить о судьбах военных после войны — в скуке, изоляции, крохотном замкнутом обществе, которое выступает в роли театральной сцены для социальной сатиры.
«Любимая женщина механика Гаврилова» (1981)
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова»
Жанр | Мелодрама, комедия |
В ролях | Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Анатолий Васильев |
Рейтинг Кинопоиска | 7.1 |
Возрастной рейтинг | 0+ |
Один из самых лиричных и при этом жизненных фильмов советского кинематографа начала 80-х. Петр Тодоровский снова работает в своей любимой стилистике — на стыке мелодрамы и быта. Людмила Гурченко («Шурочка» (18+)) в главной роли — настоящая жемчужина картины: не зря за эту актерскую работу она получила награду МКФ в Маниле.
События разворачиваются в Ленинграде в течение одного дня. Рита, красивая, но уже не очень молодая женщина, собирается замуж за своего возлюбленного — механика Льва Гаврилова. Но он не приходит в ЗАГС. Женщина проводит день у ворот дворца бракосочетаний, боясь отойти от них и не зная причин, по которым жених не явился. Вокруг этого ожидания, метаний и сомнений и разворачиваются события фильма.
«Любимая женщина механика Гаврилова» — фильм не о том, как женщина вышла (или не вышла) замуж, а о том, как человек в течение одного дня может пройти эмоциональный путь от надежды до отчаяния и снова… К надежде? Умение Тодоровского снимать обыденность так, чтобы она становилась драмой в полной мере раскрывается здесь.
От редакции
Петр Тодоровский не снимал громких фильмов (хотя, может, таким и стала «Интердевочка», учитывая временной контекст). Зато он снимал честные. И потому они не устарели. Его героини — женщины, уставшие, но не сломленные. Его герои — мужчины, растерянные, но способные на поступок. В его фильмах звучат патефоны, гудят трамваи и шуршит осенняя листва, а между этими звуками — тишина, в которой зритель вдруг слышит себя.
Вернуться к фильмам Тодоровского — значит остановиться на мгновение, отложить суету и просто посмотреть, как жили и любили люди, как ошибались, прощали и начинали сначала. Эти фильмы не поучают — они сочувствуют. И потому остаются бесценными.
Источник изображений: legion-media.com