Олег Стриженов: аристократ из народа
12 февраля прошло прощание с актером театра и кино Олегом Стриженовым. Вспоминаем самые яркие роли артиста.
Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенск. В детстве будущий актер не думал над сценической карьерой: его семье, глава которой был военным, как и многим другим семьям в тот страшный период приходилось думать о выживании в военные годы.
Будучи выпускником 7 класса в 1944 году Олег устроился в Кинофотоинститут помощником механика. Это было его первое знакомство с миром кинематографа: НИКФИ занимался изучением и стандартизацией различных технологий, применяемых в кино, в том числе дубляжа, монтажа, съемки и проекции.
Однако до начала актерской карьеры Олег Стриженов успел и поработать на трудовом фронте (строил Павелецкий вокзал), и выучиться на художественно-бутафорском факультете, и только после этого успешно поступить в Щукинское театральное училище.
Начиная с 1953 года Олег Стриженов служил в различных театрах СССР (с 1977 года и до конца жизни — в нынешней «Мастерской “12”» Никиты Михалкова). С 1955 года начал сниматься в кино, его первой ролью в качестве киноактера стал Артур Бертон в фильме «Овод».
Олег Стриженов запомнился зрителю в амплуа персонажей сурового, но благородного характера. Благодаря утонченной внешности, его героями часто становились аристократы (Шекспировский Мортимер, барон Тузенбах Чехова, Атос в телеспектакле «Двадцать лет спустя» и другие). Мы обратимся к избранной фильмографии актера, чтобы рассмотреть разноплановых персонажей, в которых перевоплощался Олег Стриженов на киноэкране.
«Миссия в Кабуле» (1970)
Кадр из фильма «Миссия в Кабуле»
Жанр | Военный, детектив |
В ролях | Олег Жаков, Ирина Мирошниченко, Глеб Стриженов |
Рейтинг Кинопоиска | 6.3 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Двухсерийный фильм, в художественной форме (но при этом предельно педантично) рассказывающий о дипломатической миссии СССР в Кабуле в 1919 году. Фильм сочетает в себе элементы мелодрамы, шпионского и политического детектива.
Олега Стриженова (роль Лужина) тут можно увидеть в творческом тандеме со старшим братом Глебом Стриженовым (роль Гедеонова), не менее прославленным актером театра и кино. События фильма повествуют о заговоре английских шпионов с представителями властей Афганистана с целью помешать установлению дружеских связей с Союзом.
Этот фильм может показаться чересчур неспешным и углубляющимся в политические подробности, однако фильм «Миссия в Кабуле» представляет большую ценность с точки зрения интерпретации исторических процессов в художественной форме.
«Земля, до востребования» (1972)
Кадр из фильма «Земля, до востребования»
Жанр | Драма, военный |
В ролях | Олег Жаков, Мария Сагайдак, Волдемар Зандбергс |
Рейтинг Кинопоиска | 6.1 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
Фильм, в основу которого лег роман Евгения Воробьева, рассказывает о судьбе советского разведчика Льва Маневича, героя Советского Союза. После освобождения из концлагеря 9 мая 1945 года Маневич прожил всего пять дней. Сюжет картины начинается в 1936 году, когда Маневич обнаруживает за собой слежку, но выбирает не покидать боевого поста, после чего и попадает в итальянскую тюрьму.
Фильм «Земля, до востребования» отличается высокой степенью достоверности, использования кинохроники и исторических данных, а также работой с консультантами. Несмотря на художественную основу сюжета, съемочная команда приложила все усилия для воссоздания достоверной картины подвига советского героя, а Олег Стриженов великолепно справился с задачей и попал в образ «книжного Маневича» с его манерой держаться и говорить.
«Звезда пленительного счастья» (1975)
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»
Жанр | Драма, мелодрама, исторический |
В ролях | Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук |
Рейтинг Кинопоиска | 8.1 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Пронизанная романтикой историческая драма о женах декабристов. После провалившегося восстания на Сенатской площади зачинщиков казнят, а участников ссылают в Сибирь. Вслед за ними едут и их жены, готовые терпеть мороз, сложные условия и лишения. Фильм посвящен судьбам русских женщин, их любви, верности и преданности.
Олег Стриженов исполняет роль князя Волконского — декабриста и героя войны 1912 года. Князь Волконский, как и другие декабристы, был отослан в ссылку в Сибирь. За ним последовала его супруга, Мария Раевская. Волконский выделялся на фоне других декабристов тем, что был единственным перешедшим на их сторону генералом действующей армии.
«Юность Петра» (1980)
Кадр из фильма «Юность Петра»
Жанр | Драма, биография, история |
В ролях | Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук |
Рейтинг Кинопоиска | 8.2 |
Возрастной рейтинг | 12+ |
«Юность Петра» — это экранизация романа Алексея Толстого, повествующая о ранних годах жизни Петра Великого. В этом фильме Петр представлен очень юным, но уже полным волевого характера человеком, готовым противостоять целому ряду опасностей: бунтующих стрельцов и недовольных переменами бояр, а также царевны Софьи, которая стремится отобрать власть.
Картина наполнена дворцовыми интригами и противостоянием интересов, что делает ее достаточно остросюжетной для биографического фильма. Смотреть фильм «Юность Петра» (1980) можно по подписке на Wink.
«Приступить к ликвидации» (1983)
Кадр из фильма «Приступить к ликвидации»
Жанр | Боевик, криминал |
В ролях | Михаил Жигалов, Василий Лановой, Валерий Войтюк |
Рейтинг Кинопоиска | 7.4 |
Возрастной рейтинг | 6+ |
Фильм «Приступить к ликвидации» (1983) демонстрирует события в Западной Беларуси накануне завершения Второй мировой войны. Именно там действует жестокая банда пособников нацистского режима, которая имеет обширные преступные связи, протягивающиеся через весь СССР.
Олег Стриженов исполнил роль Ивана Данилова — начальника отдела по борьбе с бандитизмом, который вместе со своими коллегами идет по следу банды, расследуя совершенные ими преступления и ликвидируя преступников. Фильм является экранизацией романа Э. Хруцкого «Четвертый эшелон», для достоверности процесс съемок курировал прототип главного героя: Игорь Скорин, сыщик, расследовавший подобные дела.
Амплуа Олега Стриженова — благородные, глубокие, внутренне сильные герои. Он редко играл злодеев, но в каждом своем персонаже показывал сложность человеческой натуры. Его роли были наполнены аристократизмом, тонкими психологическими нюансами и мощной харизмой.
Вклад Стриженова в советское и российское кино сложно переоценить. Он был одним из тех актеров, чьи работы остаются актуальными даже спустя десятилетия. Его фильмы продолжают вдохновлять, а имя — навсегда вписано в историю кинематографа.
Источник фото для превью: legion-media.com