
Фильм «Громовержцы*» вернул веру в Marvel: в чем феномен успеха кинокомикса
После череды спорных премьер и заметного спада интереса к кинокомиксам Marvel фильм «Громовержцы*» (2025) неожиданно подарил фанатам жанра надежду на некий ренессанс этой киновселенной. История о команде антигероев показала, что студия может, когда захочет, выпустить достойную историю. Рассказываем, в чем секрет успеха «Громовержцев*».
Сюжет
В центре сюжета оказывается группа антигероев, по сути аутсайдеров, которые выполняют по приказу правительства самые опасные (и порой грязные) задания. В команду входит Елена Белова, сестра Наташи Романофф (Скарлетт Йоханссон), не сумевший адаптироваться в мире Баки Барнс, отец Елены и Наташи Красный Страж, агент США Джон Уокер, Призрак и… таинственный Боб. Они не хотят сотрудничать и спасать мир вместе, но предательство их руководства вынуждает их объединиться, чтобы попросту выжить. Вместе с этим каждый в команде переживает глубокий личностный кризис, с которым сложно справиться в одиночку.
«Громовержцы*» — фильм 2025 года, сочетающий в себе элементы шпионского триллера, драмы и боевика. Кинокомикс стал первым по-настоящему успешным проектом Marvel за последние годы, получив высокие оценки критиков и зрителей. Выход фильма «Громовержцы*» в мировом прокате состоялся 22 апреля. Он выделяется на фоне предыдущих неудач студии благодаря нескольким ключевым моментам, которые и вернули интерес зрителей к этой киновселенной.
Афиша фильма
Как «Громовержцы*» (2025) стали удачным проектом Marvel
Фильм обладает определенными преимуществами, позволившими ему заработать высокий рейтинг в период глобального разочарования студией Marvel, последние фильмы которой вызывали скорее смех и грусть из-за впустую потраченного времени в кинотеатре.
Самостоятельная история в рамках вселенной Marvel
Сюжет «Громовержцев*» — это самостоятельная история, но при этом она вписывается в общую канву вселенной Marvel и двигает вперед супергеройскую историю. Все представленные персонажи уже появлялись в предыдущих фильмах, но сюжетообразующий конфликт может быть понятен любому, даже не смотревшему ничего в Marvel.
Именно студия Marvel первой задала этот тренд на создание связной и масштабной киновселенной, где каждый фильм — часть общей сюжетной арки. Это сближало кино с комиксами, на основе которых были сняты ленты. Также благодаря этому создавался эффект «сериала на большом экране», что позволяет удерживать интерес целевой аудитории в течение многих лет. Главной сложностью в таком подходе является привлечение одних и тех же актеров на ключевые роли и грамотное построение вселенной, чтобы события одного фильма влияли на историю следующего и так далее.
Однако чересчур большое заигрывание с этим может утомить поклонников жанра, поскольку часто это все скатывается в фан-сервис ради фан-сервиса, что было заметно, например, в фильмах «Человек-паук: Нет пути домой» (2021) или «Дэдпул и Росомаха» (2024). Другие зрители просто не станут смотреть десять предыдущих фильмов ради просмотра одного, чтобы во время киносеанса понять реверансы для поклонников, основную историю и кто есть кто. Поэтому так важно соблюдать баланс между тем, чтобы быть самостоятельной историей и частью общей вселенной, что успешно удалось «Громовержцам*».
Баланс между серьезным тоном и юмором
На заре зарождения в фильмах Marvel удачно сочетались драма и юмор. Это создавало легкий тон, понятный широкой аудитории. В сравнении с гиперсерьезными фильмами вселенной DC того времени это ощущалось как глоток свежего воздуха. Но со временем шутки в Marvel стали плоскими и глупыми, иногда неуместными, да и драма стала слишком натужная.
Фильм «Громовержцы*» (2025) возвращается к корням: в ленте юмор не конфликтует с драмой, они дополняют друг друга. С помощью шуток герои становятся ближе к зрителю, а также шутки разряжают эмоциональное напряжение. Более того, юмор помогает проще относиться к миру кинокомиксов, где есть супергерои — напоминающие обычных людей с непростыми судьбами — и другие условности жанра, из-за чего персонажи живут по соседству с инопланетянами и борются с всесильным роботом.
Каст фильма на премьере в Лондоне
Трогательные и человечные персонажи
Студия Marvel старается делать ставку не только на суперспособности, но и на личные истории героев. Обычно у них это получалось неплохо, но после ухода персонажа Железного человека (Тони Старка в исполнении Роберта Дауни — младшего) человеческое сердце киновселенной как будто перестало биться. Зрители не привязывались к новым персонажам, потому что они скорее были функциями, чем личностями. «Громовержцы*» (2025) подарили новую команду уязвимых, саркастичных и человечных героев, которые вызывают искреннюю реакцию.
Фильм целенаправленно уделяет особое внимание личностным особенностям героев, добавляет психологизма. Например, Елена Белова после смерти сестры переживает глубокий внутренний кризис, по сути депрессию, и пытается снова почувствовать себя не одинокой. Джон Уокер борется с внутренним разочарованием из-за собственных ошибок, а Баки Барнс всеми силами пытается найти свое место в мире. Каждый из «Громовержцев*» ищет новые идеалы и ориентиры в жизни и борется с личными демонами. Такая проработка персонажей делает их более человечными и близкими нам, а сама история становится более приземленной, трогательной и эмоционально понятной.
Глубокие темы и актуальные вопросы
Когда авторы создают живых героев, похожих на людей, а не на картонные фигуры, то это позволяет придумать и развивать интересные идеи. Одно из достоинств «Громовержцев*» в том, что фильм затрагивает серьезные темы одиночества, недоверия, потери смысла жизни, глубокого разочарования в себе и в окружающем мире. Подобные чувства знакомы каждому, ведь все так или иначе по жизни сталкиваются с разными трудностями, которые заставляют сомневаться в собственных силах.
Благодаря обращению к актуальным вопросам и темам, которые близки зрителям, фильм и понравился публике. Кинокомикс «Громовержцы*» (2025) не предлагает поверхностный сюжет, высосанный из пальца, а действительно показывает эволюцию героев под давлением обстоятельств.
Кадр из фильма «Громовержцы*»
«Громовержцы*»: актеры с харизмой и талантом
Одна из сильных сторон «Громовержцев*» — это каст. Как когда-то в «Мстителях» студии удалось собрать харизматичных и талантливых актеров, так и теперь им удалось подобрать действительно удачную команду антигероев. Химия между участниками новой банды буквально витает в воздухе, и каждому есть где разгуляться и проявить свой актерский талант.
Особенно критики хвалят игру Флоренс Пью и Себастиана Стэна. При этом хорошо проявить себя удалось и Дэвиду Харбору, Уайатту Расселу и Ханне Джон-Кэймен. Джулия Луи-Дрейфус — звезда сатирического сериала «Вице-президент» (18+) (подписка Amediateka) — словно обрела второе дыхание в роли беспринципной главы ФБР.
Также стоит отметить Льюиса Пуллмана, который исполняет роль антагониста. Ему удалось представить объемного и интересного злодея. Ему хочется сочувствовать, и в каком-то смысле его боль можно понять, но при этом его есть и за что осуждать, ведь он творит зло и выпускает силы, которые не может контролировать.
Ставки героев и антагонист
Проблемы у Marvel начались, когда ставки у героев стали слишком высоки, например, спасение целой планеты. В такой ситуации персонажи теряют связь с реальностью, удаляются от зрителя, а значит и подключиться к их проблемам намного сложнее. Как часто вы спасаете целые планеты, сидя в офисе?
«Громовержцы*» (фильм 2025 года) возвращаются к истокам и напоминают, что не каждый супергерой обязан спасать целые вселенные. Иногда достаточно помочь одному человеку. Поэтому сцены, где антигерои помогают выжить обычным гражданам на улицах Нью-Йорка, выглядят более вдохновляющими и эмоционально сильными.
Джулия Луи-Дрейфус в фильме «Громовержцы*»
Это касается и антагониста. Да, его действия влияют на большое количество людей, но мы понимаем, что все проистекает из проблем одного человека. Поэтому команда антигероев прежде всего действует точечно: сначала спасает несколько человек на улице, а потом помогает Бобу найти в себе силы дать отпор злу, пока оно полностью его не поглотило.
P.S. Cколько сцен после титров? «Громовержцы*» поставили рекорд и показали самую длинную сцену после титров хронометражем 2 минуты 54 секунды.
«Громовержцы*» (2025) доказали, что студия Marvel по-прежнему способна удивлять, если делает ставку на глубокую проработку персонажей и внятный сюжет. Это и помогло кинокомиксу выделится на фоне недавних неудач кинокомпании.
Изображения взяты с сайта legion-media.com