«Красный призрак»: притча о партизанской войне
18+
«Красный призрак» (2021) — российский военный боевик режиссера Андрея Богатырева. Сюжет фильма сочетает в себе взгляд на реальные события Великой Отечественной, тесно переплетенные с солдатскими байками и мифами, рожденными в условиях партизанской войны.
Фильм Андрея Богатырева («Вампиры средней полосы» (18+)) предлагает необычный взгляд на военные события. Отойдя от обязательной исторической достоверности, он, напротив, погружается в субъективную картину войны, полную суеверий, мифов и надежды на спасение. Смотреть фильм «Красный призрак» (2021) можно на с подпиской на Wink.
Сюжетная линия
Кадр из фильма «Красный призрак»
Фильм переносит зрителей в зиму 1941 года. Группа советских солдат, уставших и ослабленных боями, пытается прорваться через окружение в Вязьме под Смоленском. Они становятся целью для немецкого карательного отряда, который ведет беспощадную охоту. Однако в лесах ходят слухи о таинственном «Красном призраке» — неуловимом советском бойце, уничтожающем фашистов с нечеловеческой точностью и жестокостью.
Сюжет строится на столкновении этих двух сил: группы советских бойцов и немецких захватчиков, возглавляемых безжалостным офицером в исполнении Вольфганга Черни («Нюрнберг» (12+)). «Красный призрак», сыгранный Алексеем Шевченковым («Операция “Карпаты”» (16+)), становится не только участником этой схватки, но и символом стойкости, бесстрашия и мести.
Помимо основной сюжетной линии, в фильме уделяется внимание личным историям персонажей. Каждый советский солдат в группе имеет свою предысторию и мотивы. Один мечтает вернуться домой, другой стремится отомстить за погибших товарищей, третий держится на последних силах, но не сдается. Одним из таких персонажей становится безымянный боец в исполнении Юры Борисова («Анора» (18+)).
Работа над фильмом
Кадр из фильма «Красный призрак»
Андрей Богатырев создал атмосферный и напряженный фильм, балансирующий между реальностью и мифом. История основана на идее народных легенд о непобедимых героях войны. Сценарий, написанный совместно с Вячеславом Шихалеевым и Павлом Абраменковым использует фольклорные мотивы военного времени и придает фильму особый мистический оттенок.
Оператор Никита Рождественский передал холодный, жестокий мир военного времени. Атмосфера окруженной нацистами заснеженной деревни, объятой белыми снегами, становится удачным контрастным фоном для игры с символикой цвета. Красное советское знамя перекликается с проливаемой персонажами алой кровью, рисуя едва ли реалистичную, но крайне образную картину перед зрителем.
Многие критики без преувеличения назвали фильм «Красный призрак» 2021 года истерном (от англ. east — «восток»), по аналогии с жанром вестерна (от англ. west — «запад»). Картина остроумно переосмысляет жанр с архетипическими для него образами, предлагая вместо картин пустынного фронтира антураж тонущей в снегах линии военного фронта.
Кадр из фильма «Красный призрак»
Красный призрак остается загадочной фигурой, почти безмолвным мстителем, воплощающим миф о неуязвимом бойце. Шевченков передает образ молчаливого и неуловимого воина, превращая его в живую легенду.
«Простачок» — один из бойцов, через которого зритель переживает события фильма. Юра Борисов в очередной раз доказывает свой актерский талант, показывая страх, отчаяние и героизм в сложных обстоятельствах. Его персонаж наиболее человечный, вызывающий у зрителя сочувствие и понимание.
Гауптштурмфюрер Браун — олицетворение безжалостного врага, подчеркивающий контраст между человеческим и бесчеловечным в войне. Немецкий командир предстает расчетливым и хладнокровным противником.
Главные действующие лица, типичные для жанра российского военного кино, обладают несколько «дистиллированными» характерами, которые призваны не воссоздать исторические реалии, но рассказать увлекательную историю, не вдаваясь в избыточные философствования. Это честный, живой и по-своему любопытный боевик, переосмысляющий целый жанр серьезного военного кино без лишнего пафоса и с большим уважением к подвигу советского народа.
Кому стоит смотреть?
Кадр из фильма «Красный призрак»
Зрители и критики на момент выхода фильма отметили массу позитивных сторон картины, которая выглядела свежо на фоне работ в аналогичной тематике. Атмосфера, стилизация под военный миф, качественные боевые сцены и операторская работа удостоились отдельных похвал.
Однако некоторым фильм показался чересчур стилизованным (в духе «Бесславных ублюдков» Тарантино), а «Красный призрак» — излишне мифологизированным. Были замечания о сценарных недоработках и недостаточной глубине персонажей. Некоторые критики отмечали, что картина представляет войну слишком комиксной, упрощенной.
В связи с этим фильм рекомендуется к просмотру прежде всего зрителям, которые ищут в кинематографе не исторической достоверности, а нестандартного взгляда и творческой работы с материалом. Этот фильм явно не для той категории зрителей, которые ищут возможности уловить исторические несоответствия и недостаточную документальность.
«Красный призрак» 2021 года прежде всего является притчей. Используя в центре сюжета народную мифологизацию военного героизма, он сам во многом мифологизирует реалии Великой Отечественной, сосредотачиваясь на человеческих историях, чувствах и динамике повествования.
Кадр из фильма «Красный призрак»
Заключение
Фильм «Красный призрак» — это не историческая драма в классическом понимании, а скорее военная легенда, экшен-фильм с элементами мифа. Он передает дух сопротивления, создавая атмосферу, где реальность и предания сливаются воедино. Несмотря на неоднозначные отзывы, картина привлекает своим стилем и необычным взглядом на военную тематику.
Лента вызывает дискуссии: одни зрители видят в нем символику, напоминание о силе духа советских солдат, другие — спорное переосмысление истории. Тем не менее, «Красный призрак» оставляет след в зрительском восприятии, и мы рекомендуем ознакомиться с этой картиной, чтобы составить о ней собственное мнение.