«Позывной “Пассажир”»: сильное кино о вечных ценностях
16+
Фильм «Позывной “Пассажир”» — это воплощение новой волны патриотического кино, основные вехи которой режиссеры только начали прощупывать в таких проектах, как «Десять дней до весны» (16+).
Режиссер Илья Казанков, ранее работавший над комедийным сериалом «Погнали!» (18+), поставил перед собой ответственную задачу: снять фильм о современном человеке в ситуации тотальной переоценки ценностей, не обращаясь при этом к устаревшим кинематографическим шаблонам, а создавая новый киноязык, близкий современникам.
Сюжет
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
В основу сценария лег роман Александра Проханова «Убийство городов», написанный в 2015-м году. Книга стала сердечным откликом писателя на события, происходящие в ближнем зарубежье. По сюжету главный герой, типичный представитель московской богемы, молодой успешный писатель, решается на отчаянный шаг и пересекает границу, чтобы присоединиться к ополчению. В суровой обстановке он хочет найти ответы на глубокие философские вопросы, которые не найдешь, оставаясь в своем кабинете.
Фильм несколько изменяет сюжет романа, делая мотивацию героя более прозрачной. Николай Рябинин — главный герой — не только успешный писатель, но еще и тусовщик, который глубоко увяз в столичной жизни, наполненной бездумными развлечениями. Так и проходила бы его жизнь, если бы брат не пропал без вести. Узнает об этом главный герой самым неприятным образом: от переживаний попадает в больницу его мать.
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
Николай, движимый чувством долга, неохотно расстается с привычной обстановкой, но все же отправляется на поиски брата. Он присоединяется к отряду ополчения «Аврора», где до этого служил добровольцем его брат. Будучи поначалу убежденным пацифистом и отстраняясь от боевых действий, довольно скоро Николай проникается симпатией к боевым товарищам и полностью переоценивает ту жизнь, которой жил раньше.
Фильм стал философской притчей, размышлением о том, что в действительности составляет ценность жизни. Главный герой, неохотно выбитый из своего «писательского насеста», где он мог осознавать ситуацию только издалека, вдруг оказывается брошен в кипящий котел событий. Только так он понимает, сколько ненужной «мишуры» наполняло его жизнь.
В ходе смертельно опасных испытаний и отчаянной борьбы Николай Рябинин круто меняет курс своей жизни: становится сильнее внутренне и встречает «ту самую» женщину.
Съемочная команда
Главную роль исполнил Антон Шагин — звезда фильмов «Союз Спасения» (12+), «Стиляги» и «Воздух» (18+). Актерский ансамбль дополнили Виталий Кищенко, Сергей Горобченко, Алексей Шевченков и Владимир Стеклов.
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
Снимали фильм в основном в Подмосковье, выстроив декорации из практически двух десятков домов. За достоверность отображаемых событий отвечали эксперты из реконструкторского клуба. Такой тщательный подход к воссозданию деталей возымел успех: как журналисты, так и обычные зрители отмечают чувство погружения в кадр, и это погружение отнюдь не комфортное. Совсем напротив: на экране удалось воссоздать настолько тяжелые и пугающие картины, что даже позитивный в целом путь героя не до конца окупает полученные впечатления.
Над красотой и зрелищностью кадра работал оператор Андрей Вакорин, который ранее снимал многие успешные российские проекты, в том числе несколько фильмов франшизы «Елки» (6+). Композитором оригинального саундтрека стал Александр Симоненко, работавший также над проектом «Калимба».
Зачем смотреть?
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
«Позывной» — это не классический голливудский боевик, в котором герой обязательно должен стать самым сильным, самым грозным, самым «крутым». Тут нет привычных сюжетных ходов, не каждый персонаж наделен железной мотивацией и «аркой», которая логично раскрывает характеры.
Это фильм, с которым зритель сталкивается точно так же, как столкнулся главный герой с новыми обстоятельствами. По ходу просмотра он часто вызывает чувство дискомфорта достоверностью отображаемых событий. Некоторые сюжетные ходы приходится домысливать: они объясняются бегло, оставляя больше пространства для непосредственных впечатлений от происходящего на экране. Некоторых персонажей предлагается воспринимать «как есть» — они цельны без долгой трагической предыстории, и убедительная актерская игра заставляет поверить в реальность, если не показанной на экране персоны, то уж точно — типажа.
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
Вместе с тем, путешествие героя во многом остается притчей, художественным исследованием, рефлексией событий реального мира. Если отдельные детали картины не вызывают вопросов в своей достоверности, то сюжетная арка Николая Рябинина во многом остается метафоричной. Это путешествие героя, в котором он разрешает внутренние противоречия и глубже погружается в себя. Зритель же, наблюдая за ним, проходит тот же самый путь: только вопросы начинает задавать себе.
Возвращаясь к вопросу о «новой волне» патриотического кино, прозвучавшем в начале статьи, стоит отметить, что Илья Казанков вполне намеренно отказывается не только от голливудских штампов, но и от набивших оскомину художественных приемов, перекочевавших из кинематографа советского периода.
Кадр из фильма: «Позывной “Пассажир”»
В частности, режиссер отказался вкладывать в уста ополченцев старые фронтовые песни, посчитав этот прием неуместным. Вместо них современные фронтовики исполняют те песни, которые полюбились им на «гражданке», делая уже их символами надежды на мирное будущее.
В целом, это кино для таких же, как главный герой: людей вдумчивых, сомневающихся, ищущих, но при этом — смелых. На протяжении картины зрителя ждут довольно тяжелые эмоционально сцены, трагические повороты сюжета, натуралистичное отображение баталий, но через них необходимо пройти, чтобы в конце испытать катарсис. Возможно, с технической стороны эта картина не станет откровением, но ее посыл, вложенные мысли и искренность всех участников съемочного процесса, буквально фонящие через экран, точно не оставят зрителя равнодушным.