Блог Что посмотреть Рекомендации Когда съемки становятся жизнью, или почему «Надо снимать фильмы о любви» (2024)

Когда съемки становятся жизнью, или почему «Надо снимать фильмы о любви» (2024)

18+

Фильм Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви» 2024 года выполнен в форме мокьюментари и продолжает традицию его творческих экспериментов с киноязыком. Эта работа выделяется особой эмоциональностью и духом свободы, что делает ее, пожалуй, самой трогательной в карьере режиссера. В материале разбираемся, чем примечательна новая картина, и заодно почему Михайлова нередко называют одним из самых оригинальных и независимых авторов современного российского кино.

Российская картина «Надо снимать фильмы о любви» онлайн доступна на сервисе Wink. 

Сюжет

Группа актеров Марк Эйдельштейн, Мария Мацель, Чингиз Гараев, Илларион Маров и Александра Киселёва прибывают в Варанаси, древний город в Индии, где их ждет режиссер Роман Михайлов, чтобы начать съемки своего нового артхаусного фильма. Постановщик лично встречает артистов и рассказывает, как давно готовился к проекту. Пребывание в древнем городе с его особой атмосферой побуждает участников съемок к размышлениям о смысле происходящего. Актеры начинают думать о природе кино и о ценностях, которые раньше воспринимались ими как нечто бесспорное и очевидное. Рабочий процесс начинается вроде бы неплохо, но вскоре съемки прекращаются. Нет главного исполнителя. Оказывается, он познакомился на улице с девушкой и решил внезапно бросить съемки и поехать с ней в другое место в Индии.

«Надо снимать фильмы о любви» (2024) — фильм известного любителя экспериментов в кино Романа Михайлова в жанре мокьюментари, то есть это художественное кино, замаскированное под документалистику. Играя с форматом и жанрами, режиссер пытается понять, как мы, зрители, воспринимаем эту ленту: как просто фильм о кино или имитацию документальной хроники о съемках. В киноленте «Надо снимать фильмы о любви» актеры играют сами себя, так что им в каком-то смысле не приходится перевоплощаться в какого-то персонажа.

При этом у картины весьма четкая драматургия, и диалоги героев явно прописаны, а не разыграны в живом формате. Хотя актеры пытаются добавить естественности и повседневности в речь, добавляя такие словечки, как «типа/ короче», а сам режиссер изо всех сил старается создать ощущение, что он отдал все на откуп импровизации актеров.

Вы можете сами оценить ленту «Надо снимать фильмы о любви» и решить, как ее воспринимать.«Надо снимать фильмы о любви» смотреть онлайн можно на Wink. 

Чем интересен фильм Романа Михайлова

Кинолента как игра с самим собой

Режиссер отправляет нас вместе с небольшой труппой актеров в город Варанаси, и мы путешествуем по этой истории буквально вместе с ними и с самим Романом Михайловым. При этом все играют сами себя. Такой прием работает сразу на нескольких уровнях. С одной стороны, он размывает границу между документальным и игровым кино. Как понять, где актерская игра, а где обычная повседневность? С другой — заставляет нас задуматься о самой природе искусства: если герой на экране носит то же имя, что и в реальной жизни, это делает фильм ближе к реальности или, наоборот, подчеркивает условность происходящего?

Импровизация или ее имитация

На первый взгляд фильм строится на полной импровизации. Камера словно случайно фиксирует диалоги, реплики звучат небрежно, а герои перебивают друг друга и вставляют междометия и слова-паразиты. Однако если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что за этой кажущейся свободой скрывается четкая драматургическая конструкция.

Диалоги, сцены и развитие сюжета выверены и продуманы, и даже хаотичность кажется намеренной. В этом и заключается парадокс этого фильма: он убеждает нас в своей естественности, но чем внимательнее мы смотрим, тем яснее видим авторский замысел.

Кино о кино

Фильм «Надо снимать фильмы о любви» органично вписывается в традицию создания картин, рассказывающих о процессе создания кино. Прежде всего, тут напрашивается сравнение с «Американской ночью» Франсуа Трюффо, хотя в ленте у Романа Михайлова тон намного более ироничный и в чем-то даже более постмодернистский.

Кроме того, здесь более ощутимы элементы мокьюментари. Мы все время просмотра сомневаемся, что именно мы смотрим — реальную хронику съемок или тонко срежиссированную имитацию на нее. У Михайлова эта неопределенность становится художественным приемом, а жанровая размытость превращается в часть авторского высказывания.

Город Варанаси как персонаж

Особое значение для сюжета имеет место действия — город Варанаси, где жизнь и смерть сосуществуют буквально на одной улице. Для картины, где любовь рассматривается как универсальная энергия и одновременно как иллюзия, Варанаси превращается в метафору. Он является не только экзотическим фоном, но и самостоятельным персонажем, в котором отражается тема разных пределов: пределов искусства, пределов реальности, пределов человеческого чувства.

Зритель как соавтор

Картина «Надо снимать фильмы о любви» напрямую вовлекает аудиторию в свою игру. Здесь не столько рассказывается история, сколько задается вопрос нам, зрителям: «А что вы сами думаете о кино, которое смотрите?». Мы становимся соавторами своей собственной интерпретации, а каждая новая трактовка или взгляд на картину только дополняют ее, а не мешают пониманию фильма.

В итоге, есть ощущение, что Роман Михайлов через свою киноленту не просто показывает нам, что артхаус может быть разным: теплым, интересным, загадочным и любопытным. Он еще и подталкивает к мысли, что артхаус — это не жанр, а способ смотреть и воспринимать. Мир или кино — не так уж и важно.

«Надо снимать фильмы о любви» (2024) — седьмая работа Романа Михайлова. Это фильм-головоломка, фильм-ирония и между тем фильм-вызов. Он балансирует между документальным и художественным, между искренностью и игрой, между свободой и тщательно выстроенной драматургией. Представляя картину как артхаус, Роман Михайлов при этом сделал ее слишком формализованной, однако именно в этом парадоксе его ценность, а также привлекательность для тех, кто думает, что не любит артхаус. Несмотря на красноречивое название, «Надо снимать фильмы о любви» — фильм прежде всего не про любовь в привычном смысле, а про природу киноязыка и о том, как нам хочется увидеть в кинематографе отражение собственной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

«Ганзель и Гретель: Миссия “Спящая красавица”» (2025) — новый мульт про любимую парочку

6+ Устали от однообразных сказок? Хотите чего-то свежего, динамичного и полного волшебства с ноткой детективного расследования? Тогда мультик…
Читать еще

«Цветняшки»: мультик, колыбельная или образовательный проект для малышей? Приглашаем в сказочный мир красок и песенок!

В мире анимации существует множество мультсериалов, которые оставляют след в сердцах зрителей всех возрастов. Одним из них был…
Читать еще