
Поиски рая и побег от себя: смысл фильма «Родина» Петра Буслова
Часто ли мы задаемся вопросом «что хотел сказать автор» после просмотра или прочтения произведения? Наверное, нет, а зря! Иногда смыслы, заложенные творцами, находятся не на поверхности и даже не на глубине. Создатели могут прятать их в контекстах, символах, метафорах и аллегориях — в таких ситуациях недостаточно мимолетного взгляда.
Сегодня мы с головой нырнем в неоднозначную работу режиссера Петра Буслова, снявшего популярный в нулевых фильм «Бумер». Речь пойдет о ленте «Родина».
Что говорят зрители
Фильм «Родина» вышел в прокат в 2015 году и собрал противоречивые отзывы: одни прониклись художественным замыслом, а другие не увидели в нем ни капли прекрасного или вовсе этот замысел не нашли. Сам режиссер был готов к тому, что мнения о его творении будут неоднозначные, о чем не раз говорил в интервью.
«Я считаю, что снял хороший фильм. Его будут любить и ненавидеть»
Петр Буслов

Кадр из фильма
Завязка
Во время полета на частном джете Ева ссорится со своим отцом-бизнесменом: подростковая душа бунтует и требует полной свободы. Папа воспринимает ее слова слишком буквально и высаживает дочь в ближайшем аэропорту, который оказывается в индийском штате Гоа. Окрыленная чувством вседозволенности Ева немедленно уходит. Отец, опомнившись, бросается искать ее, но уже поздно.
Пока девушка бороздит индийские просторы, нам показывают другие сюжетные линии, в которых люди из России пытаются найти счастье подальше от родины. История Евы хоть и является центральной, но она всего лишь часть общего пазла. В этом пазле переплетаются судьбы, объединенные общей идеей.

Кадр из фильма
На поверхности
На первый план выходит не сюжет, а характеры персонажей. Кино в красках демонстрирует человеческие пороки в их максимальной концентрации: на экране обильно фигурируют запрещенные вещества и потасовки. Мы видим Макара, который приехал за просветлением, но не нашел его в духовных практиках и отправился познавать себя на рейвах; Кристину, надеявшуюся «обнулиться» после расставания с мужем; наркоторговца Космоса, который мнит себя освободителем человеческого разума. При этом режиссер не делит героев на положительных и отрицательных. У него нет цели выставить русского человека в дурном свете, хотя и поведение героев несколько гиперболизировано. Он лишь показывает обычных людей со своими слабостями и войнами в голове — тех, кто потерялся в жизни и не знает, что будет дальше. Но все они отчаянно ищут свой личный рай.

Кадр из фильма
Неочевидно-очевидное
Кажется, что мотивацией действующих лиц служит презрение к родной стране и жизни в обители матрешек и балалаек. Они сами пытаются в это верить. Но виня во всех бедах отчий дом, герои забывают важную мысль, которую однажды выдал Булгаков: «Разруха не в клозетах, а в головах». Герои уверены, что где-то там, где просторные песчаные пляжи и голубая вода, они вырвутся на волю и выдохнут. Ждут облегчения, а оно никак не приходит.

Кадр из фильма
Главное
Режиссер через образы героев объясняет свое понимание слова «родина». Смысл фильма заключается не в непотребном поведении «руссо туристо», а в том, что сидит в человеке, который эту родину стремится оставить: переживания, конфликты с собой, потери и поиски счастья, жажда свободы, ощущение собственной исключительности и перекладывание ответственности на кого-то другого. Другого, но такого же, как ты.
«…никуда ты не денешься ни от земного шарика, ни от своей родины, ни от себя! Тебе придется прожить эту жизнь — отсидеться в тени не получится»
Петр Буслов

Кадр из фильма
Куда ни беги, твой дом не останется за тысячи километров, он всегда будет внутри тебя. Его не «замазать» красочными пейзажами, медитациями и вечеринками. Выходит, что в реальности агрессия русских туристов из киноленты направлена не на страну и не на личные невзгоды, а на себя. Сами они, конечно, этого практически не осознают, ведь тезис предназначен для зрителей. Нам не пытаются навязать патриотические ярлыки, но настойчиво предлагают заглянуть внутрь себя и задаться вопросом: действительно ли так хорошо там, где нас нет?
Чтобы найти ответ, рекомендуем смотреть фильм «Родина» не спеша, обращая внимание не на внешнее, а на внутреннее.
классно написали, мне понравилось, фильм очень и очень глубокий, удивился как мало он был замечен, но его время придет еще.