
Новая «Обитель зла» 2026 года: ретроспектива серии и слухи о грядущей новинке
Рассказываем новости о планирующемся хорроре в легендарной серии и вспоминаем прошлые фильмы, принесшие популярность франшизе. «Обитель зла» с Миллой Йовович и без нее: рассказываем, как это было.
Когда в 2002 году на экраны вышел первый фильм «Обитель зла» с Миллой Йовович («В потерянных землях» (18+)), никто не ожидал, что он положит начало целой кинофраншизе длиной почти в два десятилетия.
Вдохновленная культовыми видеоиграми Capcom, серия шаг за шагом превратилась в узнаваемый бренд, породивший шесть фильмов Пола Андерсона, перезапуск в виде сериала от Netflix («Обитель зла: Раккун-Сити») и даже анимационные проекты. За это время фанаты успели полюбить харизматичных героев и монстров, спорить о каноничности адаптаций и ждать «той самой» экранизации, которая сможет передать атмосферу хоррора и напряженного выживания из игр.
Сегодня, когда уже анонсирован новый фильм 2026 года, любопытно оглянуться назад: какие моменты стали вершинами этой саги, а где франшиза сбилась с курса? И главное — есть ли шанс на перерождение?
«Обитель зла» (2002)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Пол У. С. Андерсон |
В ролях | Милла Йовович, Мишель Родригес, Эрик Мэбиас |
Рейтинг Кинопоиска | 7.6 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Первая экранизация культовой игры Capcom, фильм «Обитель зла» вышел в 2002 году, режиссер Пол У. С. Андерсон, в главной роли (Элис) — Милла Йовович. Сразу стоит сказать: критики в основном не были в восторге, но фильм все же заработал большую фанбазу и считается классикой среди любителей жанра.
События разворачиваются в подземной лаборатории корпорации Амбрелла, известной как «Улей». Там произошла утечка вируса, зараженные которым превращаются в монстров и зомби. Команде спецназа вместе с Элис нужно локализовать угрозу, отключить систему безопасности и выйти живыми. Фильм больше сконцентрирован на лабораторном, клаустрофобичном ужасе, чем на открытых пространствах или масштабном апокалипсисе.
Интересный факт: персонаж Элис был придумал режиссером и сценаристом фильма Полом У. С. Андерсоном, она отсутствует в оригинальных играх. Элис была написана специально для актрисы Миллы Йовович, с которой у Андерсона прямо на съемочной площадке начался роман. Через 7 лет они заключили брак, и состоят в нем и по сей день.
Что не понравилось зрителям:
- Сценарий часто критикуют за слабые диалоги, стереотипность персонажей. Первые несколько версий сценария были отвергнуты Capcom, и последняя версия сценария была принята также с большой натяжкой.
- Спецэффекты — особенно компьютерная графика — выглядят слегка устаревшими.
- Некоторые элементы сюжета (по мнению фанатов игр) слишком отклоняются от духа оригинала: игра начинается в особняке, фильм сразу помещает зрителя в подземелья, пропуская многие ключевые игровые сцены. Однако фильм не является экранизацией и изначально заявлялся как произведение «по мотивом».
Почему фильм полюбился:
- Атмосфера напряжения и замкнутости. Даже если двигаться по знакомым тропам зомби-фильмов, фильм умудряется давать зрителю ощущение «что же может быть за следующим поворотом?».
- Элис — спорный, но сильный персонаж: она постепенно раскрывается, ее амнезия и тайны ее прошлого добавляют интерес.
- Некоторые сцены — как «лазерная сетка» — стали культовыми, несмотря на всю их нереалистичность.
Фильм был коммерчески успешен: при бюджете около 33 миллионов долларов, мировые сборы перевалили за 100 миллионов. Что до критиков — на Rotten Tomatoes рейтинг примерно 36%, средние оценки невысокие. Метакритик тоже дал «не очень благосклонные» оценки. Однако зрители и фанаты серии часто называют этот фильм лучшим в серии экранизаций — за то, что он задает тон, атмосферу, дает сильный старт. На отечественном Кинопоиске оценка «Обители зла» составляет 7.6 балла из 10.
«Обитель зла 2: Апокалипсис» (2004)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Александр Уитт |
В ролях | Милла Йовович, Сиенна Гиллори, Одед Фер |
Рейтинг Кинопоиска | 6.8 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Второй фильм франшизы, «Обитель зла 2: Апокалипсис», вышел в 2004 году. Режиссером стал Александр Уитт, сценарий написал Пол У. С. Андерсон (он же режиссер первой части). Продолжение не просто разворачивает события после происшествия в «Улье» — оно разворачивает масштаб катастрофы в целый город — Раккун Сити — где Т-Вирус уже начал распространение. Корпорация изолирует город, чтобы избежать дальнейшего заражения.
Апокалипсис начинает брать элементы из нескольких частей игры: появляются знакомые персонажи Джилл Валентайн и Карлос Оливьера, появляется злодей Немезис — один из самых узнаваемых «тиранов» из игр, особенно из Resident Evil 3: Nemesis. Городская обстановка, школа, разрушенные улицы, эвакуация, зараженные — все это усиливает ощущение хаоса, контраста в сравнении с тем, как первые сцены первого фильма разворачивались в замкнутом пространстве.
Отзывы критиков довольно жесткие. На Rotten Tomatoes рейтинг критиков — 18−20%, что делает фильм одной из самых низко оцененных частей серии. Многие отмечают, что акцент сместился с хоррор-атмосферы в пользу экшен-сцен. Это делает фильм ближе к боевику, чем к пугающему зомби-фильму. При этом зрители иногда хвалят фильм за визуальные эффекты — даже если сценарий слабоват.
Бюджет составил около 45 миллионов долларов, сборы — приблизительно $130 млн по всему миру. Даже при плохих отзывах люди шли в кино — франшиза уже держала марку.
- Костюм Немезиса весил более около 30 килограмм, что представляло огромные затруднения как для актеров и дублеров, так и для других членов съемочной группы.
- Сиенна Гиллиори, исполнившая роль Джилл Валентайн, для понимания своей роли купила PlayStation, чтобы поиграть в Resident Evil 3.
Если первый фильм строил страх на неизвестности и клаустрофобии, то Апокалипсис — это уже размах съемок и заигрывание со знакомыми элементами, знакомых игрокам. При этом сюжетная линия и манера подачи, выбранные в первом фильме, остались на месте.
«Обитель зла 3» (2007)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Рассел Малкэй |
В ролях | Милла Йовович, Одед Фер, Эли Лартер |
Рейтинг Кинопоиска | 6.6 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Третья часть выходит спустя несколько лет после Апокалипсиса. Действие — в постапокалиптическом мире: Т-Вирус распространился по большей части земного шара, выжившие дрейфуют в караванах, пытаясь найти убежище. Элис обретает новые способности, появляются клоны, и зловещий доктор Айзекс снова на сцене.
Отзывы более «средние или смешанные». На Rotten Tomatoes много критики за слабый, привычный сценарий, за то, что фильм не удивляет, а становится еще один зомби-апокалипсисом, где многое повторяется. Однако есть и положительные моменты — визуальная составляющая, эффектные сцены, атмосфера пустошей. Особенно хвалят сцену с зараженными воронами (аккуратный оммаж на «Птиц» Альфреда Хичкока) и перестрелку в Лас-Вегасе.
Фильм имел бюджет порядка 45 миллионов долларов, собрал примерно $147-150 миллионов по всему миру, что больше, чем у предыдущих частей. Публика в целом оценила фильм чуть выше, чем Апокалипсис — за динамику, за сцены, за расширение мира франшизы.
Интересные факты
- Элис в этой части получает телекинетические способности, что сильно меняет ее образ: теперь она не просто стреляет и бегает, но и вмешивается в окружение на сверхъестественном уровне.
- В этом фильме присутствует один из немногих эпизодов, когда каноничный персонаж из игр умирает.
- Милла Йовович сама разрабатывала костюмы для своей героини: незадолго перед съемками она стала заниматься дизайном.
Суммируя, триквел воспринимается как шаг «взросления» франшизы с точки зрения зрелищности и амбиций, но не как прорыв в сюжете или в раскрытии персонажей. Фанатам экшена с эффектным отстрелом зомби — будет интересно; но для тех зрителей, кто ищет глубины и оригинальности, фильм покажется слишком незамысловатым и пресным.
«Обитель зла 4: Жизнь после смерти» (2010)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Пол У. С. Андерсон |
В ролях | Милла Йовович, Эли Лартер, Вентворт Миллер |
Рейтинг Кинопоиска | 6.1 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Четвертая часть возвращает к режиссерскому креслу Пола У. С. Андерсона, а также вводит 3D-формат, чтобы усилить эффект. Элис продолжает борьбу, появляются новые персонажи, цель — найти выживших, направиться к кораблю-убежищу, сражаться с Вескером и зомби, а также преодолевать другие препятствия.
Отзывы — опять же, преимущественно отрицательные, особенно по части сюжета, глубины персонажей и логики. Rotten Tomatoes и Metacritic показывают низкие оценки. Критики часто отмечают, что фильм создан ради зрелищности, но многие сцены — лишь повод показать экшен, а не рассказать историю.
Afterlife собрал неплохо, особенно благодаря интересу к 3D в то время. Премьера привлекла аудиторию, которая была готова на визуальные эффекты. «Жизнь после смерти» — это чистый продукт экшен-жанра, рассчитанный на визуал, атмосферы, эффектов, меньше — на сюжет и логическую структуру. Он удовлетворит зрителя, который любит масштаб, эффекты и готов закрыть глаза на некоторые нестыковки. Но если сравнивать с первыми частями — теряется часть хоррор-напряжения и оригинальности.
«Обитель зла: Возмездие» (2012)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Пол У. С. Андерсон |
В ролях | Милла Йовович, Сиенна Гиллори, Йохан Урб |
Рейтинг Кинопоиска | 5.3 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Пятая часть франшизы — «Возмездие», снятая Полом У. С. Андерсоном — фактически эксперимент с форматом «симуляции уровней». Элис просыпается в комплексе корпорации Амбрелла, который воспроизводит разные локации: Токио, Нью-Йорк, Москва и др. Это позволяет фильму прыгать по сеттингам, демонстрировать визуальные контрасты, разные виды зараженных, и давать достаточно фан-сервиса, чтобы привлекать поклонников серии игр.
Что говорят критики и зрители:
- Общие отзывы скорее слабые. Rotten Tomatoes оценивает фильм примерно в 30% «свежести», со средней оценкой около 4.4/10.
- Зрители по-прежнему идут ради экшена, ради шоу, ради эффектов, даже если смысла порой минимум.
Что удалось:
- Красочные декорации, визуально разнообразные зоны: каждый сегмент фильма — как отдельное испытание. Это придает картине необходимой динамики и визуального разнообразия.
- 3D и CGI графика — не без нареканий, зато позволяет ввести в повествование новых монстров, новые препятствия и новые способы их преодоления.
Один из приемов фильма — клонированные версии Элис и других героев: разные версии персонажей в симуляциях, что дает возможность экспериментировать с темами идентичности.
«Обитель зла: Последняя глава» (2016)

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Пол У. С. Андерсон |
В ролях | Милла Йовович, Иэн Глен, Эли Лартер |
Рейтинг Кинопоиска | 5.4 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Шестая часть и объявленный финал франшизы с Миллой Йовович. Фильм претендует на связывание сюжетных нитей, закрытие истории, возвращение к истокам. Некоторые рецензенты хвалят фильм за то, что финальная часть все же пытается закрыть множество открытых к этому моменту линий, дать зрителю прочувствовать сильные эмоциональные моменты, показать последствия принятых героями решений.
Несмотря на это, существует также много нареканий на то, что финал ощущается перегруженным, скомканным, с теми же шаблонами, что прослеживались и в прошлых частях франшизы.
Что получилось хорошо:
- Эмоциональные сцены: моменты, где персонажи сталкиваются не только с монстрами, но с последствиями — потерями, предательствами.
- Характерные локации: возвращение к «Улью» и тому, что символически с этого все началось, создает эффект завершения.
- Сцены экшена, как обычно, на высоте.
Что подкачало:
- Липовая логика: множество временных скачков, не всегда понятно, почему персонажи делают то, что делают. Те, кто смотрел все фильмы могут оказаться в замешательстве.
- Ощущение тяжелого финала: экшен-нагрузка велика, порой жертвы и повороты сюжетов даются через мнимую эффектность сцены, а не через развитие персонажей.
Бюджет фильма оценивается около 40 миллионов долларов. Мировые сборы составили $312,2 млн. В Китае премьера прошла особенно успешно даже несмотря на своеобразную цензуру, необходимую для получения разрешения на кинопрокат в КНР.
Сериал «Обитель зла: Возвращение в Раккун-Сити» (2021) от Netflix

Кадр из официального трейлера
Режиссер | Йоханнес Робертс |
В ролях | Кая Скоделарио, Ханна Джон-Кэймен, Робби Амелл |
Рейтинг Кинопоиска | 5.4 |
Возрастной рейтинг | 18+ |
Мини-сериал режиссера Йоханнес Робертс, вышедший в конце 2021 года. Перед съемочной командой стояла цель перезапустить киновселенную «Обители» и стать ближе к играм: показать события, связанные с особняком Спенсера, Раккун Сити, Амбрелла, знакомых персонажей, таких как Клэр и Крис Редфилды, Леон, Вескер и др.
Как восприняли критики и фанаты:
- На Rotten Tomatoes у фильма около 30% положительных отзывов от критиков, средняя оценка примерно 4,9/10.
- Metacritic дает «средние или смешанные» оценки.
- Аудитория была чуть более снисходительна: оценки не высокие, но многие фанаты отметили, что атмосфера игр уловлена лучше, чем в предыдущих фильмах.
Что получилось:
- Декорации, атмосфера: дизайн особняка, улицы Раккун-Сити, некоторые монстры, сцены, которые навевают ностальгию по играм.
Что разочаровало:
- Сюжет перегружен: попытка совместить части игры Resident Evil 1 и Resident Evil 2 в одном фильме, из-за этого некоторые сюжетные линии выглядят сжатыми, а персонажи недоработанными.
- Спецэффекты часто критикуются: в некоторых сценах они кажутся плоскими или неестественными, что портит общую атмосферу.
- У мини-сериала очень неровный темп, и зрители отмечают его периодическое провисание, даже несмотря на очень скромный хронометраж.
«Возвращение в Раккун-Сити» — неплохой сериал для фанатов игр, с явными достоинствами в визуале и атмосфере, но неудача в том, что в попытке быть «ближе к играм» он не всегда справляется как автономное кино. Для тех, кто не знаком с каноном игр — может быть сложно.
Грядущий фильм, Resident Evil (2026)
Недавно было заявлено о производстве нового фильма в серии. Новинку будет снимать режиссер недавно нашумевшего хоррора «Орудия», Зак Креггер.
Фильм будет оригинальной историей в игровом мире Resident Evil — то есть не адаптация конкретной игры. Знаковых персонажей вроде Леона Кеннеди или других популярных героев, по крайней мере пока, на сегодняшний день не заявлено.
Предварительная дата выхода назначена на 18 сентября 2026 года. Производство: Constantin Film, PlayStation Productions, Sony (Columbia Pictures) и др.
Чего ждать от нового фильма?
- Возврат к корням хоррора.
Режиссер Зак Креггер заявил, что не смотрел предыдущие фильмы серии, чтобы избежать влияния. Это звучит рискованно, но на деле дает надежду: он вдохновляется не «киношным боевиком с Миллой Йовович», а самими играми. Его фильмы «Варвар» (2022) и «Орудия» (2025) показали, что он умеет строить напряжение и держать зрителя в состоянии тревоги. Возможно, именно это нужно новой «Обители»: меньше безудержного экшена и больше гнетущего ужаса. - Оригинальная история в мире игр.
Создатели прямо заявили: это не экранизация конкретной части, а новая глава во вселенной. Это значит, что у фанатов не будет повода придираться к несоответствиям канону (как это было с сериалом от Netflix). При этом разработчики могут взять узнаваемые элементы: корпорацию Амбрелла, вирусы, Раккун-сити, мутировавших монстров — и рассказать абсолютно новый сюжет. Такой подход уже показал себя в комиксах и книгах по вселенной, и он работает. - Кастинг и актерский ансамбль.
В главных ролях пока заявлены Остин Абрамс и Пол Уолтер Хаузер. Это не суперзвезды, но оба актера умеют играть простых, но живых персонажей. И если история будет строиться на выживании обычных людей в экстремальных условиях, а не на суперсолдатах, это может подарить фильму свежесть и убедительность. - Производственный масштаб.
Фильм делают Constantin Film и PlayStation Productions совместно с Sony. То есть проект серьезный, а не бюджетный эксперимент. Съемки намечены в Чехии, а Прага умеет превращаться и в готический хоррор-город, и в постапокалиптические руины. Можно ожидать атмосферных декораций и стильного визуала.
С какими трудностями столкнется фильм?
- Скепсис фанатов. После сериала от Netflix многие настроены осторожно. Фанаты игр устали ждать идеальной экранизации и боятся нового провала.
- Баланс хоррора и зрелищности. Если фильм будет слишком камерным — массовая аудитория может не оценить. Если же уйдет в чистый экшен — снова будут упреки в обесценивании хоррор-составляющей, которая лежала в самой основе игровой серии.
- Отсутствие знакомых героев. Нет Леона, Джилл или Криса — риск потерять часть аудитории, которая приходит ради любимых персонажей.
С большой долей вероятности «Обитель зла» 2026 года станет самым страшным фильмом франшизы за последние годы. Креггер умеет работать с хоррором, и если Sony даст ему творческую свободу, нас ждет свежий взгляд на старую вселенную. Возможно, это будет не очередной боевик про спасение мира, а напряженный хоррор о том, как вирус ломает судьбы людей.
И если все получится, фильм сможет стать чем-то вроде нового старта для серии на экране — не прямой адаптацией игр, а самостоятельным хоррор-брендом, уважающим корни Resident Evil.
Заключение
История Resident Evil в кино — это своеобразная эволюция: от дерзкого боевика с Миллой Йовович до попытки мрачного и более серьезного перезапуска, стремящегося к верности первоисточнику. Каждый фильм находил свою аудиторию — кто-то шел за зрелищем, кто-то за ностальгией по играм, кто-то просто за атмосферой апокалипсиса. Но при всех взлетах и падениях франшиза доказала: интерес к этой вселенной не угасает.
Будущий фильм 2026 года — это не просто очередная часть, а возможность начать новую главу. Если создателям удастся совместить верность духу игр с настоящим кинематографическим ужасом, зрители могут получить именно тот Resident Evil, которого ждали долгие годы. А значит, «Обитель зла» еще далека от закрытия дверей — и впереди у нее есть шанс вновь удивить.