Блог Что посмотреть Рецензии Хоррор «Одно целое»: парная терапия для самых стойких

Хоррор «Одно целое»: парная терапия для самых стойких

18+

В конце сентября на Wink вышел фильм «Одно целое» 2025 года — хоррор, который нельзя обойти стороной. Своим взглядом на эту необычную кинокартину делится кинокритик Тамара Ходова.

Боди-хоррор в массы

Всего за несколько лет жанр ужасов превратился из нишевого и маргинального для узкой прослойки любителей кино в один из самых популярных и обсуждаемых в современном кинематографе. Хоррор не просто вышел из тени — он превратился в один из самых динамичных, обсуждаемых и, что немаловажно для студий, прибыльных сегментов индустрии. Режиссеры новой волны «подмяли» жанровые тропы под себя, трансформировав «очень страшное кино» в инструмент рефлексии. Они использовали его язык  для обсуждения сложных тем, облекая их в яркие и пугающие метафоры. Так, Джордан Пил в своем оскароносном «Прочь» использовал хоррор-тропы для препарирования расовых проблем современной Америки. А Ари Астер в «Реинкарнации» (18+) и «Солнцестоянии» (18+) превратил семейную травму и горе в экзистенциальный кошмар. 

Этот тренд оказался настолько сильным, что в авангард вышли даже самые, казалось бы, нишевые и «неудобные» поджанры. Например, боди-хоррор, где главным источником страха и отвращения становится само человеческое тело. В его основе лежат мутации, болезни, неконтролируемые трансформации, слияние плоти и механики, распад и деформация. Долгое время иконой этого направления был канадский режиссер Дэвид Кроненберг, чьи фильмы собирали вокруг себя лишь небольшую горстку преданных фанатов. Боди-хоррор заставляет зрителя не просто бояться, но и чувствовать физический дискомфорт. Казалось бы, такое очень сложно представить в широком прокате, и уж тем более на территории престижных кинофестивалей и премий. 

Революционный «Титан»

Поворотным моментом в истории жанра стала победа провокационного боди-хоррора «Титан» молодой француженки Жюлии Дюкурно на Каннском кинофестивале в 2021 году. Жюри во главе с американским режиссером Спайком Ли приняли историческое решение. Дюкурно стала всего лишь второй женщиной за всю историю самого престижного фестиваля в мире, получившей его главный приз, а «Титан» стал первым боди-хоррором, удостоенным такой высокой награды. Мир большого искусства официально признал: исследование телесных мутаций — это не просто шок-контент, а актуальный язык для разговора о самых сложных вещах — от гендерной идентичности до потребности в любви. Успех фильма закрепило и то, что Франция осмелилась подать вызывающую историю о женщине, забеременевшей от автомобиля, на «Оскар» в качестве своего национального кандидата.

Да, картина так и не попала в шорт-лист премии, да и ее сборы ($5 миллионов) оказались более чем скромными, но она запустила целую цепь изменений, которые привели к созданию нового киноландшафта. Дверь для нового поколения талантливых режиссеров, работающих в жанре хоррора, была открыта, а студии оказались готовы вкладывать в их смелые видения деньги.

Уже через год после триумфа «Титана» на экраны вышел «Варвар» Зака Креггера — хоррор-триллер, который стал настоящим кассовым феноменом и покорил сердца зрителей и критиков по всему миру. Снятый всего за $4−4.5 млн, он собрал $45,4 млн, доказав, что зрители все еще ценят смелые и оригинальные идеи, а молодые режиссеры не боятся использовать жанровые клише для создания собственных нарративов. 

Летом 2024 года «Собиратель душ» (Longlegs) Осгуда Перкинса об агенте ФБР, идущей по следу оккультного серийного убийцы, стал не просто очередным успешным фильмом ужасов, а настоящим культурным событием. Благодаря виральной маркетинговой кампании независимой студии Neon зрители повалили в кинотеатры, что позволило фильму заработать $128 млн при бюджете всего в $10 млн. Апофеозом этого тренда стала «Субстанция» француженки Корали Фаржа, которую показали на Каннском фестивале. Ее сатирический взгляд на эйджизм и одержимость молодостью, шокирующие, гиперреалистичные сцены телесных трансформаций, окончательно закрепил за боди-хоррором статус одного из самых актуальных и востребованных жанров современности. 

Хоррор о созависимости

В этом контексте становится понятно, почему боди-хоррор Майкла Шэнкса «Одно целое» стал одним из самых ожидаемых проектов американского фестиваля независимых фильмов «Сандэнс» в этом году. Австралийский режиссер еще в 2019 году собрал всевозможные фестивальные награды со своим коротким метром «Перезапуск», а концепт «Одного целого» и вовсе вынашивал много лет. Как человек, состоящий в долгих прочных отношениях, режиссер начал задаваться вопросами о созависимости и решил воплотить свои идеи довольно прямолинейным, но от этого не менее оригинальным способом. 

Кадр из фильма «Одно целое»

Элисон Бри и Дэйв Франко сыграли пару Милли и Тима, которые уже и сами не помнят, сколько лет живут вместе. Из большого города они переезжают в глубинку, где Милли предлагают отличную позицию в местной школе. В городе остаются друзья Тима и его музыкальная карьера, которую он никак не может поднять с колен. Переезд только обостряет кризис в паре. Вдобавок они попадают в загадочную пещеру, где им приходится провести ночь, а странный сосед рассказывает про какой-то местный культ, проповедующий слияние «в одно целое». Постепенно пара начинает чувствовать, что их невероятно тянет друг другу, причем так сильно, что это притяжение вообще ничем не остановить.

В основе «Одного целого» лежит обманчиво простая идея. Фильм берет метафору созависимых отношений и воплощает ее буквально, а если добавить к этому выбранный жанр боди-хоррора, все очень быстро встает на свои места. Главной движущей силой фильма становится не столько интрига и поиски разгадки, сколько то, как режиссер изображает эти пугающие изменения. В истории кино есть немало великих картин о сложных парах — от «Кто боится Вирджинии Вульф?» до «Антихриста», — но, пожалуй, никогда еще деструктивная связь не изображалась с таким черным юмором и заразительным задором.

Огромную роль в этом играет химия между исполнителями главных ролей, Элисон Бри и Дэйвом Франко. Тот факт, что актеры женаты в реальной жизни, придает фильму особую интимность и позволяет им пойти максимально далеко в своих физических трансформациях. Эта невероятная близость чувствуется в каждом кадре. Бри и Франко, которые в последние годы все смелее экспериментируют с независимыми проектами, выкладываются здесь полностью, не боясь самых неловких, странных и физически сложных сцен. А ведь сыграть пару в глубоком кризисе решится не каждый — достаточно вспомнить, что произошло с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном, которые развелись после успеха «Кто боится Вирджинии Вульф?». Бри и Франко же не только взялись за эти роли, но и выступили продюсерами фильма, что говорит об их полной вовлеченности и вере в проект.

И здесь режиссер принимает смелое (а некоторые могут сказать, что наоборот, малодушное) решение. Несмотря на радикальные тропы жанра и высокие ожидания, связанные с ними (недавняя «Субстанция» подготовила зрителей к самым неприятным подробностям на экране), Шэнкс отказывается эксплуатировать откровенную жестокость. «Одно целое» — страшный и местами неприятный фильм, но режиссер не сосредотачивается на жутких деталях трансформации. Он предпочитает передавать ужас с помощью необычных ракурсов, изобретательного монтажа и сложной хореографии, где актерский дуэт Бри и Франко расцветает в полной мере. Многие сцены в фильме очень остроумны и имеют потенциал стать культовыми. Они требуют максимального доверия актеров как друг к другу, так и к режиссеру. И этот своеобразный, жуткий танец на экране завораживает не менее, чем ломающиеся кости и страдающая плоть.

В фильме, где грань между любовью и ужасом, притяжением и отвращением настолько тонка, музыкальное сопровождение становится ключевым элементом. Для этой деликатной задачи Майкл Шэнкс обратился к австралийскому композитору Корнелу Вильчеку, известному своей способностью создавать изобретательные и атмосферные саундтреки — от тревожных эмбиентов в «Двух, трех, демон, приди!» до гипнотических текстур в «Верни ее». Вместо резких «скримеров», музыка в «Одном целом» скользит от одной сцены к другой, используя плавные струнные переходы, обработанные вокализации и едва уловимые электронные текстуры. Саундтрек создает ощущение текучести, почти вязкости, рифмуясь с телесными жидкостями, которые так важны для эстетики боди-хоррора.

Несмотря на мрачность жанра, режиссер отказывается от пессимистичного взгляда на отношения, даже если они созависимые. В фильме то тут, то там разбросаны намеки на травму и скорбь, которые и стали катализатором происходящего, но Шэнкс сознательно отказывается придавать им излишний вес и серьезность, фокусируясь на странной, но нерушимой связи героев. По мнению Шэнкса, важнее всего то, что люди готовы идти друг за другом до конца, а к чему это приведет — дело десятое.

Лакомый кусочек для студий

Такое необычное видение не осталось в стороне — фильм стал одним из самых обсуждаемых на фестивале «Сандэнс», а права на дистрибуцию приобрела студия Neon, известная своим смелым вкусом и нестандартным маркетингом. В социальных сетях студия начала публиковать вирусные фотографии знаменитых пар (от Кайли Дженнер и Тимоти Шаламе на баскетбольном матче до Пола Мескала и Грейси Абрамс), сопровождая их комментариями в духе фильма. Таким образом, любая публичная демонстрация чувств переосмысливалась через призму жуткой созависимости, что привлекло к фильму внимание самой широкой аудитории.

Но на этом креатив не закончился. Neon запустили акцию «Травмированы фильмом “Одно целое”? Получите бесплатную терапию для пар». Любой зритель мог загрузить фото своего билета и получить бесплатную сессию у психотерапевта. А для самых смелых пар, готовых связать себя узами брака, студия предложила оплатить свадьбу в Лас-Вегасе, если предложение будет сделано прямо у кинотеатра. Такой подход идеально сработал. Фильм перестал быть просто «еще одним боди-хоррором» и превратился в культурный феномен. 

За следующий проект Майкла Шэнкса развернулась настоящая борьба между ведущими независимыми студиями. В итоге режиссер перешел из рук молодых экспериментаторов Neon в команду самой влиятельной инди-студии современности — A24. Этот переход сам по себе можно считать высшей оценкой его таланта и коммерческого потенциала.

Новый фильм Шэнкса получил интригующее название «Hotel Hotel Hotel Hotel». По сюжету, мужчина оказывается в ловушке в загадочном гостиничном номере, и его единственный шанс на побег — это командная работа с самим собой. Примечательно, что сценарий этого проекта еще в 2021 году попал в знаменитый «Черный список» лучших нереализованных идей Голливуда. Теперь, благодаря успеху «Одного целого», у этой истории есть все шансы стать новым хитом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

Эротические сериалы про власть, безумства и падших женщин: «Жизнь по вызову» и сериал «Чистые»

18+ В День знаний дети пойдут в школу, и у родителей появится время смотреть «Жизнь по вызову» — 3…
Читать еще

Дом гнева. Почему семья Гуччи не оценила новый фильм Ридли Скотта?

В ноябре 2021 года прогремела премьера биографической картины Ридли Скотта «Дом Gucci». В фильме рассказывается история отношений молодой…
Читать еще