Блог Что посмотреть Обзоры Фильм «Римские каникулы» (1953) — роман, создавший эпоху

Фильм «Римские каникулы» (1953) — роман, создавший эпоху

В начале 1950-х годов американское кино стояло на пороге перемен. Время пафосных студийных постановок подходило к концу, зритель жаждал искренности, живых эмоций и смены обстановки. Американские урбанистические пейзажи начали сменяться на европейскую пастораль, замки, узкие улочки и другую колоритную архитектуру.

Именно в этот период на экраны выходит фильм «Римские каникулы» (1953) от режиссера Уильяма Уайлера, снятый не в павильоне Голливуда, а на настоящих улицах Рима. Это история о свободе, мечтах и коротком счастье, которое не нуждается в вечности, чтобы остаться незабвенным.

Сейчас ценители кино и красивой романтики могут ознакомиться с этим фильмом на Wink. Смотреть «Римские каникулы» (1953) онлайн могут пользователи сервиса. 

Причины популярности

В «золотую эпоху» Голливуда выходило множество картин, но не каждая из них приобрела культовый статус, который закрепился бы за картиной на момент ее выхода и прошел с ней сквозь года. Вот несколько причин тому, что этот фильм стал особенным:

  • Уайлер одним из первых рискнул полностью отказаться от студийных декораций в пользу съемок на натуре в Риме — это стало революцией для голливудского кино 1950-х.
  • Для широкой публики именно этот фильм открыл Одри как новую звезду. За роль принцессы Анны она получила «Оскар», а весь мир — новую икону кинематографа.
  • Новый взгляд: в отличие от традиционных романтических комедий, фильм показывает историю любви, которая не завершается хэппи-эндом в привычном смысле.

«Римские каникулы» не просто покорили зрителей своей искренностью и теплотой. Картина стала символом послевоенного оптимизма и зародила тренд «туристического кинематографа», где города становились такими же героями, как и люди.

Дальнейшей славой картина во многом обязана своему первоисточнику и связанному с этим скандалу. Дело в том, что автор оригинального сценария, Далтон Трамбо, был обвинен в симпатиях к коммунизму и отказался свидетельствовать против коллег по цеху. Голливудские коллеги отплатили ему включением в «черный список» — это значило, что имя Трамбо должно было быть стерто из титров, и его упоминания не допускалось в киноиндустрии. 

«Оскар» за сценарий Трамбо получил другой человек, а справедливость восторжествовала уже после смерти сценариста. Награду получила его вдова 40 лет спустя после премьеры фильма. Его имя было внесено в титры фильма только на реместере пленки 2011 года, по решению Гильдии киносценаристов.

Сюжет

Принцесса Анна (Одри Хепбёрн, «Сабрина» (12+)) — юная наследница одного из европейских королевств — отправляется в дипломатический тур по столицам Европы. В Риме она должна давать интервью, посещать приемы и улыбаться на официальных встречах. Но Анна устала быть символом короны. Ее душит королевский этикет, а в сердце трепещет мечта о настоящей жизни.

В одну из ночей она сбегает из посольства, чтобы хоть раз почувствовать себя обычной девушкой. Под действием снотворного она засыпает прямо на улице, где ее находит американский журналист Джо Брэдли (Грегори Пек, «Снега Килиманджаро» (18+)).

Джо — циничный корреспондент, работающий в Риме. Увидев странную девушку, он решает подыграть и помогает ей пережить приключение на улицах города. Лишь позже он узнает, кто она на самом деле. Тогда в голове Джо рождается план: провести с Анной день, собрать эксклюзивный материал и продать сенсацию.

Вместе со своим фотографом Ирвингом (Эдди Альберт) Джо водит Анну по Риму — от Испанской лестницы до Пантеона, от кафе до набережных Тибра. Они едят мороженое, катаются на мотороллере, танцуют на барже… Но за легкостью прогулки стоит борьба двух чувств: профессионального интереса Джо и настоящего, искреннего чувства, которое между ними рождается.

Еще один главный герой

Город в фильме — не просто фон. Испанская лестница, фонтан Треви, площадь Венеции становятся символами той самой мечты об Италии, которая после фильма захлестнула зрителей всего мира. Съемки проходили в реальных локациях, зачастую — без массовки, чтобы передать подлинную атмосферу города. Это придавало картине не только живость, но и особую душевность.

В конце истории Анна должна вернуться в свою реальность. У нее нет выбора — она принцесса. Джо тоже понимает, что их встреча останется всего лишь ярким эпизодом. Именно финальная сцена — прощание Анны и Джо на официальной пресс-конференции — стала одной из самых трогательных в истории кинематографа. Там нет слов любви, нет признаний. Есть только взгляд, полное понимание и глубокое молчание.

Этот момент стал настоящим манифестом честного кинематографа: не все истории любви должны заканчиваться «жили долго и счастливо».

За кадром

До «Римских каникул» Одри Хепбёрн была известна лишь в театральной среде и снялась в нескольких эпизодических ролях. Режиссер Уильям Уайлер увидел ее пробные кадры случайно, и был очарован ее естественностью.

Для съемок с Одри провели короткий тест: ей дали сыграть обычную беседу, потом внезапно попросили рассказать о себе, а затем — полностью расслабиться. Именно этот кадр, где Одри смущенно улыбается и остается собой, убедил Уайлера. Это очень популярная легенда, которая тесно связано с именем Хепбёрн, однако ее достоверности нет никаких подтверждений. Впрочем, такая история вполне в духе магии кино: не обязательно ей быть взаправду, главное — быть красивой!

Фильм принес актрисе не только «Оскар» за лучшую женскую роль, но и статус новой иконы Голливуда. Ее сочетание нежности, интеллекта и искренности стало образцом для всего послевоенного кинематографа.

Изначально Грегори Пек должен был быть главной звездой фильма. Однако после нескольких съемочных дней он настоял, чтобы имя Одри было размещено на афишах рядом с его собственным.

«Эта девушка получит «Оскар» — и я не хочу, чтобы люди думали, что я не знал, кто она такая».

Грегори Пек

Его поступок стал примером актерской щедрости и помог Хепбёрн быстрее завоевать признание.

Уильям Уайлер и съемки в Риме

Уайлер известен как один из самых требовательных режиссеров Голливуда. Он мечтал снять фильм на натуре, чтобы избежать искусственной студийности. Но студия Paramount не хотела тратить деньги на зарубежные съемки. В итоге компромисс был найден: бюджет сократили, актеров было немного, массовка — из местных жителей, а сцены снимались быстро, часто без перекрытия улиц.

Эта смелость окупилась: Рим стал не только декорацией, но настоящим живым фоном. Камера ловила настоящие эмоции прохожих, удивленные взгляды — и даже сцены на скутере были сняты в реальных условиях, без дублеров.

Со съемками связано несколько забавных фактов: 

  • Сцена с Испанской лестницей: Хепбёрн действительно съела за съемочный день больше десяти порций мороженого, чтобы добиться нужного дубля.
  • Скутер Vespa после фильма стал культовым — продажи выросли на 100 % в Европе и США.
  • В Японии после проката фильма началось повальное увлечение принцессой Анной: даже много лет спустя там можно было увидеть молодых японок, копирующих стиль и повадки героини Хепберн в этом фильме.

Невероятно, но «жизнь имитирует искусство», и главным промоутинговым ходом в рекламной кампании фильма стало реальное событие, произошедшее уже по завершении большей части съемок. Молодая принцесса Великобритании, Маргарет, якобы завела роман с полковником королевской армии Питером Таунсендом. Несмотря на то, что общая линия этих слухов и сюжета фильма расходились, эмоционально истории были очень похожи, и это дало фильму невероятную популярность в Европе.  

Прием фильма

После премьеры в 1953 году «Римские каникулы» мгновенно завоевали симпатии критиков. Фильм называли «глотком свежего воздуха» на фоне традиционных романтических комедий: искренний, без слащавости и напыщенности. Особенно хвалили естественную игру Одри Хепбёрн, простоту сюжета и трогательную режиссуру.

Фильм стал лауреатом трех премий «Оскар» в 1954 году:

  • Лучшая актриса — Одри Хепбёрн;
  • Лучший костюм — Эдит Хэд;
  • Лучший сценарий — официально Ян Маклеллан Хантер (на самом деле — Далтон Трамбо).

Также фильм способствовал популяризации европейских локаций в голливудском кино и разрушил шаблон о том, что романтическая комедия обязательно должна завершаться свадьбой или долгим счастьем.

С годами фильм «Римские каникулы» только укреплял свой статус: вошел в список AFI «100 лучших американских фильмов», постоянно входит в топ-листы лучших романтических фильмов всех времен, а в 1999 году Библиотека Конгресса США внесла его в Национальный реестр фильмов как культурно значимое произведение. Для многих критиков картина остается образцом того, как можно рассказать простую историю с глубиной, без излишней драмы.

Успелили вы ознакомиться с голливудской классикой? Планируете ли ознакомиться? Делитесь мнением в комментариях к статье!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Условия обработки персональных данных

Похожие статьи

Алый рассвет свободы: «Рассказ служанки» — 6 сезон, актеры, продолжение и полный разбор культовой антиутопии

18+ В конце мая на стриминговом сервисе Hulu завершился шестым сезоном сериал «Рассказ служанки», основанный на одноименном романе…
Читать еще

Фильм «Одна дома. Великолепная пятерка»: продолжение яркой комедии с Виталией Корниенко 

12+  Уже в декабре на большом экране появится фильм «Одна дома. Великолепная пятерка» (2024). Первая часть искрометной российской…
Читать еще