«Без Виталика не пойду»: пронзительная спортивная драма «Крецул» со звездами «Трудных подростков»
В декабре на Wink состоялась премьера байопика о дзюдоисте Олеге Крецуле, молдавском и российском паралимпийском чемпионе. В фильме снялись Никита Волков и Владимир Гарцунов из «Трудных подростков», а в роли Виталия Глигора мы увидим Сергея Волкова, известного по сериалу «Регби».
Уже с первых минут просмотра зрителю становится ясно: картина сильно отличается от привычного формата спортивных биографий — и стилем, и съемкой, и драматургией. В «Крецуле» меньше экшена, и все же фильм получился не просто хорошим, а уверенно претендующим на уровень фестивального кино. В чем же его фишка? Сейчас разберемся.
Кто такой Крецул?
Кадр из фильма «Крецул»
Для начала погрузимся в саму историю. Хотя создатели драмы иногда позволяли себе отходить от реальной биографии спортсмена, главные события в жизни Олега Крецула отображены в фильме абсолютно правдиво. С детства увлекавшийся борьбой, двадцатидвухлетний Крецул, призер Олимпийских игр, возвращается в родной город. В Кишиневе Олега ждет невеста Света, влюбленные вскоре играют свадьбу, но на этом идиллия обрывается. Несколько дней спустя счастливые супруги попадают в аварию: Света погибает, а Олег лишается зрения. Так жизнь дзюдоиста разделяется на до и после — кажется, на его будущем можно поставить жирный крест.
Возможно, так и закончилась бы история Крецула, если бы не друг, поставивший своей целью вернуть Олега к жизни и спорту. Так Виталий Глигор становится новым тренером, а со временем просто главным человеком в жизни незрячего спортсмена. Вместе они едут на турнир в Вильнюс, вместе получают приглашение в российскую сборную и идут к Олимпийской мечте.
VHS-драма
Кадр из фильма «Крецул»: «домашняя» видеосъемка свадьбы
Теперь — к деталям. Один из очевидных и безусловных секретов успеха фильма — профессионализм режиссера Александры Лихачевой. Дебютная работа выпускницы мастерской Алексея Учителя производит неизгладимое впечатление по многим причинам, описать которые можно общей фразой: авторский стиль.
Лихачева в прошлом много работала над документальным кино, что очень заметно по сценарию и способу реализации картины. В «Крецуле» сравнительно мало действий и много разговоров, что не особо свойственно массовому кинематографу. Фильм «никуда не торопится», не пресыщен крикливыми образами и быстрыми сменами локаций и событий. Круг персонажей тоже ограничен; более того, большая часть экранного времени посвящена взаимодействию двух людей — Виталика и Олега.
«Документализм» прослеживается и в холодной серо-голубой гамме фильма, и в приеме с VHS-вставками из прошлого, которые буквально являются фрагментами из жизни, записанными на видеокамеру. Это нетривиальное решение как будто приближает действие к реальности зрителя и одновременно показывает: вот оно, так и было. Кроме того, по словам самого Никиты Волкова, он очень долго и подробно изучал манеру речи, тембр, повадки настоящего Олега Крецула, чтобы как можно правдоподобнее воплотить его на экране. Замысел, очевидно, удался: Никита максимально вжился в образ, благодаря чему фильм смотрится как реальный отрезок из жизни спортсмена — такой, какой он был.
Румынская новая волна
Ночь, улица, фонарь, друзья: кадр из драмы «Крецул»
От режиссера, однако, зависит не все. Так в фильмах, где ключевую роль играет взаимодействие героев — диалоги, позы, касания, — крайне важна операторская работа.
В этом смысле «Крецулу» повезло: картину снимал Мариус Пандуру, румын, заставший национальный кинематограф в период расцвета новой волны. Пандуру успел поработать со многими ее культовыми представителями вроде призера Берлинского кинофестиваля Раду Жуде («Безумное кино для взрослых») и Корнелиу Порумбойю («Свистуны» (18+)). Ничего удивительного, что этот опыт Пандуру перенес в работу над «Крецулом» — благодаря этому в картине появилась та самая атмосфера «тишины в аквариуме» (так нередко называют мрачно-гнетущую стилистику, присущую новой волне). В «Крецуле» этот стиль особенно удачно сочетается с общим настроением и режиссерским прочтением истории и придает спортивной драме глубины и трагизма.
Ближе, еще ближе
Крецул (Никита Волков) с тренером Виталием Глигором (Сергей Волков)
Откуда взялась концепция такого глубокого, будто под лупой, изучения героя через призму его дружбы с тренером длиною в жизнь? Сама Александра Лихачева рассказывает, что, побывав в гостях у Крецулов, поразилась уровню близости, «семейности», с которой все относятся к Виталию, а он — к ним. Главный тренер в жизни ослепшего дзюдоиста, он давно стал своим в его доме: готовит еду, сидит за общим столом, приходит и уходит наравне с другими членами семьи.
Так у Лихачевой зародилась концепция будущей картины: раскрыть характер Олега Крецула, проследив за развитием этой связи между ним и Глигором, красной нитью проходящей через биографию дзюдоиста. Ведь в фильм вошли далеко не все поворотные эпизоды его жизни, но кто после просмотра мог бы сказать, что персонаж недоработан или непонятен? Используя крупные и близкие планы, режиссер и оператор деконструируют процесс становления Крецула как паралимпийского чемпиона, отдавая дань огромной роли, которую в его карьере сыграл Виталий Глигор.
Невероятно, но факт
Никита Волков в роли Олега Крецула
9 сентября 1997 года Олег Крецул попал в автокатастрофу, кардинально изменившую его жизнь. И ровно одиннадцать лет спустя, 9 сентября 2008 года, на Паралимпиаде в Пекине он осуществил мечту и стал чемпионом. Совпадение? Возможно, но оно действительно символично: путь, начавшийся именно в эту роковую дату, привел к успеху в тот же день через много лет. А это стоит не только фильма, но и памяти, восхищения и народной любви — и в Молдове, и в России.
Ну а если вы еще не успели окунуться в эту захватывающую и неповторимую атмосферу — смотрите фильм «Крецул» 2023 года на видеосервисе Wink прямо сейчас. Мы не сомневаемся, что это вдохновляющая картина не оставит вас равнодушными!