Блог Новости Новости кино «Без Виталика не пойду»: пронзительная спортивная драма «Крецул» со звездами «Трудных подростков»

«Без Виталика не пойду»: пронзительная спортивная драма «Крецул» со звездами «Трудных подростков»

В декабре на Wink состоялась премьера байопика о дзюдоисте Олеге Крецуле, молдавском и российском паралимпийском чемпионе. В фильме снялись Никита Волков и Владимир Гарцунов из «Трудных подростков», а в роли Виталия Глигора мы увидим Сергея Волкова, известного по сериалу «Регби».

Уже с первых минут просмотра зрителю становится ясно: картина сильно отличается от привычного формата спортивных биографий — и стилем, и съемкой, и драматургией. В «Крецуле» меньше экшена, и все же фильм получился не просто хорошим, а уверенно претендующим на уровень фестивального кино. В чем же его фишка? Сейчас разберемся.

Кто такой Крецул?

Для начала погрузимся в саму историю. Хотя создатели драмы иногда позволяли себе отходить от реальной биографии спортсмена, главные события в жизни Олега Крецула отображены в фильме абсолютно правдиво. С детства увлекавшийся борьбой, двадцатидвухлетний Крецул, призер Олимпийских игр, возвращается в родной город. В Кишиневе Олега ждет невеста Света, влюбленные вскоре играют свадьбу, но на этом идиллия обрывается. Несколько дней спустя счастливые супруги попадают в аварию: Света погибает, а Олег лишается зрения. Так жизнь дзюдоиста разделяется на до и после — кажется, на его будущем можно поставить жирный крест.

Возможно, так и закончилась бы история Крецула, если бы не друг, поставивший своей целью вернуть Олега к жизни и спорту. Так Виталий Глигор становится новым тренером, а со временем просто главным человеком в жизни незрячего спортсмена. Вместе они едут на турнир в Вильнюс, вместе получают приглашение в российскую сборную и идут к Олимпийской мечте.

VHS-драма

Теперь — к деталям. Один из очевидных и безусловных секретов успеха фильма — профессионализм режиссера Александры Лихачевой. Дебютная работа выпускницы мастерской Алексея Учителя производит неизгладимое впечатление по многим причинам, описать которые можно общей фразой: авторский стиль.

Лихачева в прошлом много работала над документальным кино, что очень заметно по сценарию и способу реализации картины. В «Крецуле» сравнительно мало действий и много разговоров, что не особо свойственно массовому кинематографу. Фильм «никуда не торопится», не пресыщен крикливыми образами и быстрыми сменами локаций и событий. Круг персонажей тоже ограничен; более того, большая часть экранного времени посвящена взаимодействию двух людей — Виталика и Олега. 

«Документализм» прослеживается и в холодной серо-голубой гамме фильма, и в приеме с VHS-вставками из прошлого, которые буквально являются фрагментами из жизни, записанными на видеокамеру. Это нетривиальное решение как будто приближает действие к реальности зрителя и одновременно показывает: вот оно, так и было. Кроме того, по словам самого Никиты Волкова, он очень долго и подробно изучал манеру речи, тембр, повадки настоящего Олега Крецула, чтобы как можно правдоподобнее воплотить его на экране. Замысел, очевидно, удался: Никита максимально вжился в образ, благодаря чему фильм смотрится как реальный отрезок из жизни спортсмена — такой, какой он был.

Румынская новая волна

От режиссера, однако, зависит не все. Так в фильмах, где ключевую роль играет взаимодействие героев — диалоги, позы, касания, — крайне важна операторская работа.

В этом смысле «Крецулу» повезло: картину снимал Мариус Пандуру, румын, заставший национальный кинематограф в период расцвета новой волны. Пандуру успел поработать со многими ее культовыми представителями вроде призера Берлинского кинофестиваля Раду Жуде («Безумное кино для взрослых») и Корнелиу Порумбойю («Свистуны» (18+)). Ничего удивительного, что этот опыт Пандуру перенес в работу над «Крецулом» — благодаря этому в картине появилась та самая атмосфера «тишины в аквариуме» (так нередко называют мрачно-гнетущую стилистику, присущую новой волне). В «Крецуле» этот стиль особенно удачно сочетается с общим настроением и режиссерским прочтением истории и придает спортивной драме глубины и трагизма.

Ближе, еще ближе

Откуда взялась концепция такого глубокого, будто под лупой, изучения героя через призму его дружбы с тренером длиною в жизнь? Сама Александра Лихачева рассказывает, что, побывав в гостях у Крецулов, поразилась уровню близости, «семейности», с которой все относятся к Виталию, а он — к ним. Главный тренер в жизни ослепшего дзюдоиста, он давно стал своим в его доме: готовит еду, сидит за общим столом, приходит и уходит наравне с другими членами семьи.

Так у Лихачевой зародилась концепция будущей картины: раскрыть характер Олега Крецула, проследив за развитием этой связи между ним и Глигором, красной нитью проходящей через биографию дзюдоиста. Ведь в фильм вошли далеко не все поворотные эпизоды его жизни, но кто после просмотра мог бы сказать, что персонаж недоработан или непонятен? Используя крупные и близкие планы, режиссер и оператор деконструируют процесс становления Крецула как паралимпийского чемпиона, отдавая дань огромной роли, которую в его карьере сыграл Виталий Глигор.

Невероятно, но факт

9 сентября 1997 года Олег Крецул попал в автокатастрофу, кардинально изменившую его жизнь. И ровно одиннадцать лет спустя, 9 сентября 2008 года, на Паралимпиаде в Пекине он осуществил мечту и стал чемпионом. Совпадение? Возможно, но оно действительно символично: путь, начавшийся именно в эту роковую дату, привел к успеху в тот же день через много лет. А это стоит не только фильма, но и памяти, восхищения и народной любви — и в Молдове, и в России. 

Ну а если вы еще не успели окунуться в эту захватывающую и неповторимую атмосферу — смотрите фильм «Крецул» 2023 года на видеосервисе Wink прямо сейчас. Мы не сомневаемся, что это вдохновляющая картина не оставит вас равнодушными!

Смотреть фильм «Крецул»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Сериал «Плакса»: 2 сезон уже скоро на экранах

16+ Российский сериал «Плакса» с Никой Жуковой в главной роли вернется, чтобы продолжить покорять сердца искренним изображением подростковых…
Читать еще

Перезапуск «17 мгновений весны»: Вячеслав Тихонов сыграет Штирлица, снова 

Первый канал всерьез решил удивить зрителей. Генеральный директор канала Константин Эрнст на симпозиуме «Создавая будущее» анонсировал амбициозный проект…
Читать еще
Total
0
Share