
«Спутник»: сильные и слабые стороны главного фантастического триллера 2020 года
В 2020 году в прокат вышел драматический триллер «Спутник». Это первый российский фильм, который прошел отбор на нью-йоркский фестиваль Tribeca Film. Картиной также интересовались мировые дистрибьюторы — у нашего «Спутника» были все шансы выйти на мировую арену, если бы не пандемия.
Рассказываем, чем впечатляет отечественная лента и в чем уступает другим картинам.
О чем фильм
Действие разворачивается в СССР. Завершив исследовательскую миссию в космосе, экипаж из двух астронавтов возвращается на Землю. При загадочных обстоятельствах один из них погибает, а второй ничего не помнит. Выжившего, Константина Вешнякова, забирают в секретный НИИ на реабилитацию и обнаруживают нечто странное в его состоянии. Космонавт восстанавливается за пару дней и, к тому же, становится необычайно силен и вынослив. К исследованиям привлекают нейрофизиолога Татьяну Климову. Она пытается выяснить, что происходит с организмом Вешнякова, однако руководство уже давно обо всем знает, но держит информацию в тайне, в том числе и от властей.

Кадр из фильма
Первые впечатления
«Спутник» можно рассмотреть как произведение, вдохновленное «Чужим» или «Веномом». В нем раскрыта тема космоса и загадочных существ, но картина вовсе не об ужасном инопланетянине. Пришелец стал фишкой произведения, но суть кроется в людях. Человек — главная сюжетная достопримечательность.
В ленте поднимаются темы лжи, героизма и осознания ответственности за свои поступки. Режиссер показывает полярных персонажей: одни совершают сделку с совестью, а другие остаются верны себе до конца. Чью сторону занять, зритель решает сам.

Кадр из фильма
Преимущества
Перечислим моменты, которые по-настоящему цепляют.
Атмосфера
Хотя кадры не пестрят декорациями, а действия по большей части сосредоточены в двух-трех локациях, антураж эпохи передан как надо. Фильм снимали в советском военном санатории — интерьеры на экране аутентичны, их не стали дополнять лишним реквизитом в угоду зрелищности. Кроме того, на съемках использовали подлинное оборудование времен СССР: камеры, телефоны, телевизоры и электронно-вычислительные машины.
Стоит отметить работу операторов и монтажеров. Нам преподнесли сочный микс из планов, ракурсов и игры с цветом. При этом картина не переполнена скримерами (все же это не классический хоррор), однако до конца держит в напряжении.

Кадр из фильма
3D-графика
Над созданием инопланетного монстра трудились специалисты из ведущей российской студии компьютерной графики Main Road Post.
Первое появление пришельца каждому откликнется по-разному. Кто-то брезгливо отвернется, а кто-то пустит слезу умиления. Одно скажем наверняка: фантастического зверя можно назвать одним из самых реалистичных в истории отечественного кинематографа. Деталям уделили максимум внимания — на теле существа видны даже вены.

Кадр из фильма
Актерский состав
Поскольку «Спутник» стал дебютной полнометражной работой режиссера Егора Абраменко, к отбору актеров подошли серьезно: ключевые роли отдали опытным артистам. И не прогадали!
Космонавта Алексея Вешнякова сыграл Петр Федоров. Актер со всех сторон мастерски раскрыл персонажа, сотканного из противоречий. Вначале перед нами предстает бесстрашный и упорный герой Советского Союза, через полчаса — безответственный и эгоистичный отец, а в конце — просто человек, который отчаялся искать решение.
Роль Татьяны Климовой сыграла Оксана Акиньшина. Пожалуй, ее персонаж прописан лучше всех в этой истории. На протяжении всего фильма мы наблюдаем за развитием и внутренней драмой героини. Сначала зрителю показывают нелюдимую ученую, которая даже не пытается делать вид, что заинтересована в деле. Постепенно Акиньшина «обнажает» характер своей Климовой: мы видим, что за холодностью прячется твердый внутренний стержень, непоколебимое упорство и, в конце концов, эмпатия.
Федор Бондарчук (сериал Между нами химия (18+)), фильмы которого на слуху у каждого второго россиянина, воплотил образ главного антагониста. Его герой обманчив и загадочен и неприязнь вызывает далеко не сразу. Полковник Семирадов — не карикатурный злодей с мечтой подмять и уничтожить мир, а приличный с виду и преданный своему государству человек. Только вот ради исследований он жертвует чужими жизнями, ведь для него цель оправдывает любые средства.

Кадр из фильма
Недостатки
Идеального кино не бывает. Особенно если это первая попытка претендовать на серьезный блокбастер. Поговорим о провальных моментах, которыми грешит фильм «Спутник» 2020 года.
Динамика
Начало пестрит количеством происшествий, а вот с середины возникают проблемы. События развиваются все плавнее и плавнее, в конечном счете сбавляя темп до минимума. Это играет против напряженной атмосферы, которая по умолчанию является частью триллеров.
За диалогами интересно наблюдать — в них раскрываются новые грани героев. Но во всем должен быть баланс. Кино сравнимо с американскими горками: лихие сюжетные повороты равномерно переплетаются с плавными подъемами до пика напряжения. При перекосе в одну из сторон у зрителя либо закружится голова, либо ему будет неинтересно.

Фото со съемок
Потенциал антагониста раскрыть не полностью
Герой Бондарчука, полковник Семирадов, не выплескивает свой гнев направо и налево. Оно и не нужно — мы вдоволь насмотрелись на бешеных военачальников в зарубежных картинах. Но даже в конце осталось ощущение, что финальную схватку «не дожали».
Почему Семирадов утаивает информацию, если действует в интересах государства? Почему сразу не избавляется от людей, которые нарушают запреты? Учитывая, что полковник — один из ключевых фигур, хочется подробнее узнать о его мотивации и планах, услышать от него больше рассуждений, да и в целом дольше лицезреть на экране этого одновременно харизматичного и отталкивающего героя. Если бы нам подробнее раскрыли его историю и умыслы, то, возможно, напряжение в кадре заискрило бы с новой силой.

Кадр из фильма
Подведем итоги
Не ожидай увидеть второго «Чужого» или «Венома»: еще слишком рано сравнивать ленту с западными конкурентами того же жанра. Нам по-прежнему есть, к чему стремиться, но «Спутник» совершенно точно стал шагом вперед для российского кинематографа.
Фильм заслужил твердую четверку. Видно, что создатели не побоялись ставить и решать сложные задачи. И хотя некоторые задумки пока не удалось воплотить в полной мере, любителям фантастики все же стоит уделить внимание этой картине.