«Огни большого города»: последний немой фильм от короля юмора
Рассказываем о великом фильме ушедшей эпохи. Бонус: делимся информацией об интересном мероприятии. Читайте до конца!
Чарли Чаплин («Цирк», «Малыш», «Великий диктатор») начал работу над «Огнями большого города» еще в конце 1927 года, и завершил лишь в январе 1931-го — время, когда звук уже становился нормой в кинематографе. Однако Чаплин уже знал: его образ Бродяги должен оставаться немым. Он смело отказался от диалогов, позволив музыке и жестам рассказать историю любви и спасения, вплетенную в комедию и мелодраму.
Фильм рассказывает простую, но бесконечно трогательную историю: Бродяга встречает слепую цветочницу, дарит ей цветок и забирает ее улыбку в свое сердце. Чтобы оплатить операцию девушке, Бродяга участвует в нелепых приключениях — бокс, подметание улиц и случайные встречи. Все, чтобы помочь ей обрести зрение.
Познакомиться с классикой мирового кинематографа можно прямо сейчас. Смотреть «Огни большого города» можно онлайн на Wink.
Персонажи
Цветочница и Бродяга
Герои фильма «Огни большого города» отражают реальность американцев времен Великой депрессии. Время, когда общество претерпевало кризис из-за финансового краха, породило свои узнаваемые типажи. Были в этот период свои герои, «дамочки в беде» и антигерои — и именно их образы решил ухватить Чаплин, чтобы представить в своем юмористическом фильме: не беззубом, но без прямой злобной сатиры.
Бродяга
Альтернативный герой эпохи Великой депрессии — бездомный, но не без веры в чудо. Чаплин говорил: «все гениальное — просто», и именно в этом фильме идея любви без слов и кино без диалогов достигла вершины. Бродягу играет сам Чаплин: и его образ остается хорошо узнаваемым и практически неизменным по сравнению с классическим внешним видом циркача.
Цветочница
Слепая девушка — символ чистой веры и иллюзий о мире. Она принимает Бродягу за богача, веря в чудо. Ее голос — это ощущение романтики в повседневной нищете. Роль Цветочницы исполнила Вирджиния Черчилл, неоднократно участвовавшая в творческих проектах Чарли Чаплина.
Миллионер
Пьяный богач, который оказывается спасенным, но неблагодарным. Протрезвев, выкидывает Бродягу из дома. Он — зеркало общества, которое жертвует человечностью ради статуса. Его сыграл Гарри Майерс.
Эти образы были архетипичными к началу тридцатых, и оставались таковыми до конца Великой депрессии. Тем не менее, сам фильм воспринимался легким, юморным и вселял в зрителей надежду: оттого он пользовался большой популярностью и вошел в число Золотой классики, подведя жирную черту под эпохой немого кинематографа.
Без слов: музыкальный гений Чаплина
Кадр из фильма «Огни большого города»
Чаплин сам написал музыку к фильму и контролировал процесс оркестровки, чтобы она не конкурировала с действием, а усиливала эмоции. Музыкальное сопровождение стало своеобразным голосом сцен и героев.
Он избегал визуальных эффектов и избыточного монтажа: камера движется спокойно, существует в конгруэнтном актерам ритме. Чаплин считал, что камера должна служить актеру, а не отвлекать зрителя, обещая избыточную зрелищность.
Признание и наследие
- Американский институт кинематографии признал «Огни большого города» лучшей романтической комедией всех времен и включил в десятку величайших американских фильмов.
- На премьере собрались такие личности, как Альберт Эйнштейн и Джордж Бернард Шоу. Орсон Уэллс называл этот фильм своим любимым.
- Первый показ в СССР состоялся в 1936 году в рамках культурного обмена и покорил зрителей легкостью, эмоциональностью и живостью своих персонажей.
- Сегодня фильм часто показывают с живой музыкой оркестров — в России, Европе и США. Так, в Москонцерт-холле проходят показы с ансамблем «Artfonix», а Владимир Спиваков дирижирует реконструированной партитурой Чаплина.
Уже этой осенью, 12 сентября, в Москве состоится показ фильма «Огни большого города» с живым звуком оркестра. Мероприятие пройдет в Москонцерт-холле, и по традиции открывать его будет двойник Чарли Чаплина Андрей Мациевский.
Почему «Огни большого города» остаются значимым явлением
Кадр из фильма «Огни большого города»
Очевидно, что вот уже почти сотню лет спустя немой и черно-белый кинематограф является устаревшим явлением. Современному зрителю вряд ли придет в голову смотреть его так же, как и фильмы-современники — для удовольствия. Однако вот несколько факторов, которые заставят вас взглянуть на фильм иначе и ознакомиться с ним хотя бы ради культурного контекста:
- Это последний великий немой фильм, созданный уже в эпоху звука.
- История любви, продемонстрированная Чаплином-режиссером, остается одной из самых поэтичных по сей день.
- Герой Чаплина — это образ человека эпохи,и любителям истории важно с ним ознакомиться.
- Музыка является самостоятельным действующим лицом и средством художественной выразительности. Обратите внимание на композиции, звучащие в ленте.
«Огни большого города» — это не просто фильм, а поэма жеста, музыка души и философия сострадания. Чарли Чаплин убедил мир, что слова не нужны, если есть сердце. Он показал, что любовь и доброта могут быть сильнее социального неравенства и горечи жизни.
Фильм остается маяком для тех, кто ищет искренность, чувственность и человечность в кинематографе. И хотя последователи Чаплина уже давно говорят на языке звука, его молчаливый рассказ все еще звучит громче любой речи.