
Малобюджетный кинематограф: фильмы, которые смогли «выстрелить»
Самым явным и неоспоримым показателем успеха той или иной картины является вовсе не количество сборов, а ее окупаемость, то есть соотношение потраченных средств к итоговому результату. Например, «Аватар» собрал в мировом прокате баснословные 2,9 млрд долларов, став самым кассовым фильмом в истории кино без учета инфляции (если все-таки учитывать инфляцию, пальма первенства отойдет классической ленте «Унесенные ветром», сборы которой составляют почти 3,5 млрд долларов). Сорванный «Аватаром» куш, безусловно, впечатляет. Однако стоит брать во внимание, что производственный бюджет фантастики Джеймса Кэмерона насчитывает аж 237 миллионов долларов. Иными словами, «Аватар» окупил себя в 12 раз.
Но теперь мы приведем другой пример — снятый на любительскую камеру хоррор Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса под названием «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Бюджет этой культовой ленты 1999 года составил скромные 22 тысячи долларов, но зато итоговые кассовые сборы перевалили за 248 миллионов! Можно даже не считать, во сколько раз полученные сборы отбили изначально затраченные на фильм средства. Львиная доля успеха фильма лежит на его пиаре, который базировался на том, что «Ведьма из Блэр» — чуть ли не документальный фильм.
В этом лонгриде мы расскажем про лучшие малобюджетные фильмы, которые стали культовыми и даже перерастали в полноформатные франшизы с большими бюджетами!

Как бы это ни было ожидаемо, но в большинстве примеров самых окупаемых лент в истории фигурируют фильмы хоррор направленности. Не мудрено, ведь жанр обязывает к изобретательному расходу маленького бюджета, а актеры-любители не запросят больших гонораров. «Хэллоуин» 1978 года, бюджет которого составил около 300 тысяч долларов, собрал 60 миллионов, в результате породив бесчисленное количество продолжений, на которые выделяли уже гораздо большие деньги (в особенности на современные итерации под режиссурой Дэвида Гордона Грина).

Похожая ситуация произошла с «Паранормальным явлением» Орена Пели, который вмиг стал хитом и при бюджете в 15 тысяч долларов собрал по миру 193 миллиона, практически повторив успех «Ведьмы из Блэр». Что занимательно, продюсеры схожим образом креативили в рекламной кампании ленты, продвигая ее как новаторский экспириенс, снятый в стиле мокьюментари (или же «найденной пленки»). Франшиза о «Паранормальном явлении» насчитывает уже шесть картин, а разговоры о продолжении ведутся вновь и вновь.
Еще одним примером успешного малобюджетного фильма ужасов служит небезызвестная «Судная ночь», собравшая 89 миллионов долларов при бюджете в 3 миллиона. Картина погружает в альтернативное будущее, лишившееся криминогенных элементов. Нет ни убийств, ни насилия, ни войн… Это благодаря тому, что раз в год проводится ночь, когда человеку дозволено все. Убить своего начальника? Не вопрос. Докучливые соседи досаждали весь год? Берись за оружие! Естественно, на такой перспективной концепции продюсеры слепили трилогию, приквел, спин-офф и сериал.

Топ малобюджетных фильмов был бы не полон без исторического успеха спортивной драмы «Рокки» 1976 года, которая сделала из италоамериканца, перебивавшегося съемками в порно, звезду первого эшелона. Сильвестр Сталлоне написал сценарий к фильму и продал его за бесценок при условии того, что ему дадут исполнить главную роль, с которой актер в итоге блестяще справился, заработав номинацию на «Оскар». Благодаря бесплатному сценарию бюджет «Рокки» составил чуть больше 1 миллиона долларов, но итоговые сборы перешагнули за 117 миллионов.
Не лишним будет вспомнить еще один хит американского проката, покоривший сердца женщин в 1987 году — «Грязные танцы». Культовая мелодрама с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей при бюджете в 6 миллионов озолотила создателей на 214 миллионов!
Ну и еще два показательных примера значительного кассового успеха: постапокалипсис «Безумный Макс» и пост-хоррор «Прочь». Бюджет первого остановился на отметке 300 тысяч долларов, а сборы подошли к 100 миллионам. В итоге фантастика с Мэлом Гибсоном стала франшизой, а последний фильм под названием «Безумный Макс: Дорога ярости» имел бюджет уже в 150 миллионов долларов. Как говорится, из грязи в князи! Что же до ужастика «Прочь», то его бюджет в 4,5 миллионов долларов окупился в прокате с лихвой, собрав 252 миллиона и премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в придачу!

Есть ли проверенная формула успеха малобюджетных картин? Ее тяжело сформулировать однозначно. Это может быть и удачное стечение обстоятельств, и выдающаяся реализация материала, и свежая концепция, и креативный маркетинг, а иногда и все эти факторы в совокупности. В этих случаях радует самое главное — мы не только как зрители получаем качественные фильмы, о которых еще долго будем говорить, но и на наших глазах рождаются самородки, для которых потом не поскупится монетой даже самая алчная акула Голливуда!