Блог Статьи Интересно знать Ложный протагонист — кто он?

Ложный протагонист — кто он?

По законам драматургии протагонист — центральное действующее лицо, вокруг которого вращаются основные события произведения. В то же время у этого главного героя есть антипод, а именно антагонист — враг ему противостоящий. Однако иногда зрителям случается наблюдать деформации привычной сюжетной структуры.

Бывало ли у тебя такое, что ты смотришь какой-то фильм или сериал, привязываешься к главному герою, а потом он пропадает из сюжета, а на его место встает другой персонаж? Или совершенно внезапным образом этот герой менялся на твоих глазах так, что к концу всех событий его нельзя было узнать? Если да, то это говорит о том, что автор применил не самый популярный, но эффектный прием, который называется ложный протагонист.

Как узнать ложного протагониста?

Ложный протагонист инициируется двумя способами:

  1. Из протагониста он медленно превращается в антагониста, либо попросту меняется с ним местами.

Хитрый трюк заключается в том, что автор предлагает нам смотреть за однозначным (или иногда неоднозначным) главным героем, чтобы к концу фильма мы поменяли о нем мнение. Показательными примерами такого хода будут герои манги «Тетрадь смерти» и «Атака титанов» — Ягами Лайт и Эрен Йегер соответственно. Кейс с Ягами Лайтом интересен тем, что по всем законам жанра зрителям должны были предложить наблюдать и болеть за его антагониста по имени Л, ведь тот представляет из себя нравственно честного и попросту хорошего человека, тогда как Ягами — убийца. Однако писатель Цугуми Оба совершил нестандартный маневр, сработавший идеально — сделал протагонистом на первый взгляд неочевидного антагониста, который со временем все четче и яснее принимал свои истинные очертания.

Запутанно? А то! Похожая история приключилась с Эреном Йегером из «Атаки титанов», который стал антагонистом собственной истории к концу манги. Единственное отличие между этими двумя персонажами состоит в том, что второй изначально был исключительно положительным персонажем.

  1. Протагониста убивают либо выводят из сюжета более лояльным способом.

За примерами таких ухищрений далеко ходить не нужно, ведь в мировом кинематографе их хватает. Вот некоторые из них (осторожно, спойлеры!): смерть Неда Старка в конце первого сезона «Игры престолов», убийство Мэрион Крейн на 47-й минуте «Психо», смерть персонажа Райана Гослинга в первом сегменте триптиха «Место под соснами». Не сложно догадаться, что все эти персонажи являлись главными героями… до определенного момента. После обозначенных событий фокус внимания переключался на других действующих лиц, которые и становились истинными протагонистами. Хрестоматийным примером ложного протагонизма в кино можно считать «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.

Винсент Вега и «Криминальное чтиво»

Пусть фильм Тарантино и образует мозаику новелл, тем не менее, главный герой у нее как будто есть. Персонаж появляется в каждой из четырех частей картины, а в трех из них занимает лидирующую по экранному времени позицию. Этот герой — киллер Винсент Вега в исполнении Джона Траволты.

В первой половине ленты мы наблюдаем за его приключениями с напарником Джулсом (Сэмюэл Л. Джексон), а после — за его похождениями с женой босса Мией (Ума Турман). В третьей главе в центре событий оказывается уже другой персонаж, а именно Бутч, которого играет Брюс Уиллис. И в этой самой главе Бутч убивает Винсента Вегу, после чего кино продолжается как ни в чем не бывало. Особенно забавно то, что во время своего убийства Винсент читает какой-то бульварный роман про женщину-спецагента, т.е. криминальное чтиво. Эта сцена становится кульминацией всей картины и многими признается вершиной творческой мысли режиссера.

Кстати, «Криминальное чтиво» 1994 года доступно для просмотра на нашем онлайн-сервисе Wink.ru без рекламы и в HD-качестве!

Что мы имеем в итоге? Фальшивый протагонист — это тот персонаж, которого преподносят как главного, но в масштабе цельной истории он таковым не является, либо меняет свою роль по ходу развития сюжета. Это изобретательная драматургическая конструкция, позволяющая водить зрителя за нос, однако очень важно успеть выстроить последующую нарративную колею таким образом, чтобы не упустить его внимание в дальнейшем. У всех проектов, приведённых в пример в этой статье, подобный трюк получился на пять с плюсом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Похожие статьи

Сериал «Ветреный»: герои и актеры главной турецкой драмы

15 марта 2019 года на турецком телеканале ATV состоялась премьера сериала «Ветреный». Финальные серии проекта поклонники увидели 25…
Читать еще
Total
0
Share