
Что такое жанр нуар в кино: как великая депрессия одолела Голливуд
У каждого жанра есть своя вертлявая история, но есть такие жанры, которые сами стали историей. Жанр нуар — один из таких. Строго говоря, он никаким жанром и не является, скорее, направлением, которое в классическом виде уже кануло в лету.
Таких фильмов-новинок сейчас не увидеть, а если бы и можно было, то мы бы, скорее всего, наблюдали мрачный детектив с обязательным наличием роковой женщины, молчаливого красавца-мужчины, который просто делает свое дело, и темного города, где у каждого есть свои секреты. Мы сейчас перечислили основные черты жанра. Если при просмотре фильма по каждому пункту у тебя будут галочки, то, скорее всего, ты смотришь фильм-нуар или что-то, что очень сильно стремится на него походить. Особенно это касается темноты и резко контрастного освещения, ведь этимология слова нуар уходит корнями во французский язык: noir — значит «черный».
История жанра
Раз мы тут уже обсудили перевод слова, то самое время рассказать о происхождении нуара. Несмотря на то, что название жанру (будем называть его так, для удобства) дали французы, зародился он в США как обостренная реакция на Великую депрессию и последствия Второй мировой войны. Американцы столкнулись сначала с финансовым кризисом, а затем и с кризисом жизни. Алкоголизм и упадническое настроение были спутниками военного поколения, а кинематограф только отражал их внутреннее состояние.

Тяжело сказать, с какого фильма начался этот жанр. «М убийца» немецкого классика Фрица Ланга определенно имел первые наброски направления. В этой атмосферной и напряженной картине речь шла про маньяка-детоубийцу, который смог повергнуть в страх всю общественность. Визуальный облик фильма на добрую треть состоит из теней, которые отбрасывают мрачные закоулки затерроризированного города. По-настоящему жанр начал формироваться в 40-х годах, но «Ангелы с грязными лицами» режиссера Майкла Кертица определенно стал одним из самых ярких пионеров в нуаре. Забавный факт, но многие люди опосредованно знакомы с этой лентой, хотя и сами не знают об этом. Дело в том, что каждый, кто хоть раз смотрел «Один дома 2» видел сцену из этого фильма, которую раз за разом смотрит Кевин в отеле, потом и вовсе ее цитируя. После этой ленты последовали «Мальтийский сокол» 1941 года с Хамфри Богартом и «Тень сомнения» Альфреда Хичкока. Стало очевидно, что на глазах американцев рождается модный жанр, который себя еще не раз проявит.
Влияние на современный кинематограф
Нуару было суждено впечатлять публику вплоть до конца 1950-х годов. Все, что следовало после, было либо бледной тенью изжившего себя жанра, либо референсом на него. Например, «Таксист» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли однозначно был вдохновлен нуарными картинами прошлых десятилетий. По факту все, что его отделяет от полноценного участника этой когорты фильмов, — это то, что снят он в 1976 году и в цвете. Что касается современного кино, как уже было сказано ранее, сейчас фильмов этого жанра в чистом виде нет и быть не может, ведь они были амбассадорами своего времени. Зато творцов, черпающих из этих фильмов вдохновение, хватает. В результате они снимают неонуары, то есть современные нуары. Среди их самых ярких представителей можно выделить «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Кирпич» Райана Джонсона, «Город грехов» Роберта Родригеса, «Стрингер» Дэна Гилроя, «Закатать в асфальт» С. Крэйга Залера.
Что посмотреть?
Самое время перейти непосредственно к кино и прямым рекомендациям. Ниже мы приведем список фильмов, обязательных к просмотру для тех, кто хочет познакомиться с направлением тет-а-тет и не ошибиться!
«Двойная страховка»

Одна из лучших картин семикратного лауреата премии «Оскар» и по совместительству одного из величайших режиссеров старого Голливуда Билли Уайлдера. Этот постановщик ответственен за такие фильмы, как «Квартира», «В джазе только девушки», «Сансет бульвар» и «Потерянный уик-энд».
По сюжету страховой агент Уолтер Нефф приходит в дом к своему клиенту мистеру Дитрихсону и застает там его жену, которая делает ему рискованное, но соблазнительное предложение — избавиться от ее мужа и получить за его смерть двойную страховку, однако по всем законам жанра все пойдет далеко не так гладко, как хотелось героям.
Фильм сочетает в себе все элементы жанра, за который нуар так полюбили: мрачные улицы, насупленные герои и вязкая атмосфера безысходного финала.
«Глубокий сон»

Криминальный триллер от режиссера оригинального «Лица со шрамом» Ховарда Хоукса.
Распущенную дочку старого генерала вздумали шантажировать неизвестные злоумышленники, поэтому герой решает нанять частного детектива Марлоу, чтобы он разобрался в ситуации и наказал преступников. Ходу дела сильно мешает тот факт, что подозреваемых убивают одного за другим. В довесок ко всему старшая дочь заказчика Вивиан предлагает детективу помощь, но эта роковая красотка явно что-то скрывает…
«Печать зла»

Заход на территорию нуара Орсона Уэллса — режиссера, возможно, главного фильма в американской истории под названием «Гражданин Кейн».
Действие фильма происходит в небольшом городке на американо-мексиканской границе, где из-за заложенной бомбы взрывается машина с сидящими в ней жертвами. Расследовать дело приезжает отталкивающий полицейский Хэнк Куинлан, а неподалеку от места происшествия находятся мексиканский агент по борьбе с наркотиками Мигель Варга и его жена Сьюзан, с которой он отмечал медовый месяц. Позже выяснится, что Мигель обуреваем жаждой мести, а Сьюзан прочно сидит на наркотиках.
За 95 минут хронометража Уэллс успевает развернуть интригующую паутину событий, от которой невозможно оторваться.
«Аллея кошмаров»

Драма Эдмунда Гулдинга, снявшего в 1932-м оскароносный триллер «Гранд Отель». В прошлом году на экраны вышел ремейк «Аллеи кошмаров» от Гильермо дель Торо с Брэдли Купером в главной роли, получивший 4 номинации на «Оскар».
Главный герой Стэн Карлайл работает фокусником на ярмарке, но вскоре положение дел перестает его устраивать, и он придумывает собственный номер, в котором убеждает зрителей, что владеет телепатией. Однажды ушлый герой знакомится с загадочной женщиной-психиатром, которая переворачивает его мир вверх дном.
«Ночь охотника»

Один из самых заметных представителей классического нуара, мелькающий во всевозможных списках критиков и режиссеров со всего мира. Например, у одного из старейших французских журналов о кино Cahiers du Cinema он занимает 2 место в топе и идет сразу за «Гражданином Кейном».
История делится на два полноценных сегмента. Первый — это бытовой триллер о детях, лишившихся отца, и отсидевшем за решеткой пастыре, который женился на их матери. Вторая часть фильма — напряженная погоня жестокого отчима за бедными детьми.
От главного героя в исполнении Роберта Митчема сквозит опасностью и зловещей загадочностью, а финальная цитата фильма о детях — теплый и искренний манифест.